Карта бита?: Приживется ли в пассажирском транспорте Воронежа безналичная оплата проезда и что тормозит ее внедрение?

Что о работе системы думают представители перевозчиков, чиновники и общественники

Понедельник, 8 октября, претендует на роль знаковой даты для всего общественного транспорта Воронежа – с этой даты во всех автобусах и маршрутках, муниципальные и частных, должна начать работу система безналичной оплаты проезда. Такие сроки для обслуживающих городские линии перевозчиков в ходе заседания комиссии по назначению и отмене маршрутов обозначил мэр Вадим Кстенин. Строго говоря, оборудовать автобусы POS-терминалами компании должны были еще раньше – к 15 сентября. Правда, судя по откликам рядовых горожан и представителей общественных организаций, возможность оплатить проезд без использования наличных появилась далеко не во всем транспорте.

В преддверии «дня икс» для перевозчиков корреспонденты «Обозреватель.Врн» протестировали работу терминалов на популярных автобусных маршрутах и выяснили, насколько обоснованы претензии пассажиров.

Право есть, а возможность?  

Кто-то спросит: зачем вообще нужна система безналичной оплаты проезда, ведь по старинке – мелочью – привычней? Но представьте ситуацию: вы опаздываете на работу, учебу или свидание. На такси ехать не хотите, поэтому спешите на остановку и прыгаете в первый подходящий автобус – но тут вспоминаете, что кошелек с заветной мелочью оставили дома. Что делать? Как раз в этом случае – по крайней мере, в теории – и пригодится возможность оплаты проезда по безналу (конечно, если карту или «умный» гаджет вы не бросили дома вместе с портмоне). И это только один сценарий, вариаций которого можно придумать множество.

И формально возможность расплачиваться в автобусах с помощью банковской карты у горожан есть – во всяком случае, наклейки с соответствующей рекламой можно заметить на доброй половине маршруток. Только на деле ситуация обстоит далеко не столь радужно: вариант безналичной оплаты проезда есть далеко не во всем пассажирском транспорте. По нашим подсчетам, из 35 случайно выбранных автобусов разных компаний-перевозчиков терминалы исправно работали только в 59% случаев.

Пара примеров: пытаемся расплатиться картой в маршрутке 3в. Водитель неохотно признается, что необходимое оборудование есть, но воспользоваться им нельзя – дескать, разрядилось. В другом микроавтобусе этого же маршрута терминала не находим в принципе – водитель спокойно заявляет, что подобных устройств здесь и вовсе не устанавливали.

Впрочем, подобные ситуации происходили и в других маршрутках – №18, 47, 105, 90 и так далее. Самые распространенные отговорки – терминалов либо нет в наличии, либо они «не работают» (например, проблемы с кассовой лентой или нет связи с банком). Проверить эти утверждения водителей невозможно – остается только поверить на слово и достать деньги либо выйти из машины и ждать другую маршрутку. Только растянуться это ожидание может надолго – никто не гарантирует, что в следующем подходящем автобусе будет возможность рассчитаться за проезд по безналу. В общем, запасайтесь терпением – либо мелочью.

Вне зоны доступа

Кто же виноват в том, что обещанное благо в виде варианта оплаты проезда картой пока что не прижилась во многих автобусах Воронежа? По мнению председателя Совета руководителей транспортных предприятий города, главы совета директоров ГК «Автолайн» Дмитрия Крутских, ответственность, в первую очередь, лежит на банке-операторе системы.

– Не могу говорить за всех перевозчиков, но на основе работы нашей компании прихожу к выводу – проблемы, связанные с отсутствием терминалов или их поломкой, в большей степени относятся к работе банка, обслуживающего систему. Так, в 90% случаев банк-оператор не исполняет свои обязательства по настройке оборудования или у них возникают технические проблемы, – отметил бизнесмен. – Кроме того, система не везде работает корректно: в некоторых микрорайонах города, на отдельных участках дорога не покрывается сигналом GPS – из-за чего не всегда нормально проходят транзакции.

При этом Дмитрий Крутских подчеркнул: все 12 частных компаний, работающих на пассажирских маршрутах города, необходимое оборудование в автобусах установили. Правда, наладить работу терминалов, видимо, успели далеко не все – по каким-то причинам «не отнеслись к этому достаточно серьезно». Но тут нарушителей ждет неприятный сюрприз – санкции со стороны чиновников. Конечно, разрывать договор с перевозчиком в подобной ситуации городские власти едва ли будут, а вот снять конкретный автобус с маршрута – легко. Благо, что такой пункт предусмотрен в допсоглашении, которое руководители транспортных компаний подписали с горадминистрацией. Конечно, «дисквалификация» будет временной – пока в салоне не появится исправно работающий терминал – но потраченного времени (и недополученных денег) водителю никто не вернет.

С другой стороны, председатель Совета перевозчиков уверен: серьезным представителям профильного рынка санкции не грозят. Причина проста: их подвижной состав своевременно оборудовали необходимо техникой, так что система действует почти без перебоев – конечно, с поправкой на форс-мажоры типа отсутствия связи с банком или заклинившей кассовой ленты. А вот компаниям, не имеющим собственных автобусов и вынужденных привлекать транспорт со стороны, проблемы почти гарантированы.

– Такие организации – это «продавцы воздуха». Компания, не имеющая ни собственной производственной базы, ни подвижного состава, не может в принципе оказать качественную услугу по перевозке пассажиров – что говорить о качестве работы! – считает Дмитрий Крутских. – Думаю, из частных компаний, которые работают на рынке в Воронеже, к данной категории относится 80% перевозчиков. Но ведь такая ситуация – это даже не прошлый, а позапрошлый век!

Можно ли изменить создавшееся положение? По мнению бизнесмена, решение лежит на поверхности: если компания намерена работать на рынке общественного транспорта, она обязана перейти на собственный автопарк взамен привлеченного. А уж тогда вопрос о целесообразности внедрения безналичной оплаты проезда отпадет сам собой

– Знаете, для организаций с собственным подвижным составом безразлично, каким способом пассажиры рассчитываются. Наверное, безналичный вариант дает даже больше возможностей крупному транспортному предприятию: например, средства сразу поступают на счет организации, и ими можно начинать пользоваться, когда необходимо – а не после визита в банк.

Кадры решают

А вот в мэрии Воронежа признают, что проблема с внедрением «безнала» в автобусах существует. Только за три недели – с 15 сентября по 5 октября – в городское управление транспорта поступило около 200 жалоб на невозможность воспользоваться терминалами в маршрутках. Правда, в отличие от Дмитрия Крутских, чиновники никаких претензий к работе «Газпромбанка», являющегося оператором системы в частном транспорте, не высказали. По данным горадминистрации, к середине октября организация обеспечила необходимым оборудованием около 1,5 тыс. автобусов различной вместимости – то есть, автопарк техникой укомплектовали.

– Противодействие внедрению безналичной системы оплаты оказывают даже не транспортные компании, а конкретные водители. Но наказать их – например, штрафом – может только работодатель – это вне полномочий городских властей, – рассказали в пресс-службе мэрии Воронежа. – К любому нововведению необходимо привыкнуть, требуется время на устранение всех проблем и отладку процессов. Обычно для этого достаточно трех-четырех месяцев – так что первые итоги можно будет подвести после Нового года.

Согласен с чиновниками и сопредседатель воронежской межрегиональной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. Правда, позитивных ожиданий по поводу небольшого времени для «притирки» системы общественник не разделяет – поскольку отсутствие незаинтересованности владельцев отдельных автобусов в развитии безналичной оплате проезда никто пока не преодолел.

– Пока перевозчики прикладывают недостаточно сил для того, чтобы в установленный мэром срок внедрить систему «безнала». Причем проблемы есть, пожалуй, у всех частных перевозчиков, даже крупных. Причина – в отсутствии линейного контроля на маршрутах днем, – подчеркнул эксперт – То есть даже добросовестное предприятие, выпустившее на линии утром все автобусы с рабочим оборудованием, не может проследить, функционирует ли оно во время рейсов – водители могут днем выключать терминалы или прятать их. Или вынимать кассовую ленту и говорить, что терминал не работает – кстати, это самая распространенная «поломка», которую обычно называют.

Активисты «Города и транспорта» ежедневно мониторят ситуацию: примерно половина поступивших в мэрию жалоб, связанных с невозможностью оплачивать проезд по безналу, в горадминистрацию передали общественники. И поток таких заявлений не прекращается: в день на специальный бот организации поступает около 20 сигналов от недовольных пассажиров. Юрий Новиков уверен: эта цифра и сегодня велика. Причем уже сейчас горожане периодически конфликтуют с водителями из-за неработающих или отсутствующих терминалов – а с течением времени, когда воронежцы привыкнут к наличию системы, таких ситуаций может стать больше.

Как же решить проблемы с оплатой безналом в частном транспорте? В муниципальном эти сложности победили давно, но ориентироваться на этот опыт, по мнению общественника, не стоит.

– Водителям в МКП «Воронежпассажиртранс» не никакого смысла препятствовать работе терминала – у них нет возможности вывести «черный нал» мимо кассы. Им даже проще, чтобы как можно больше людей платили безналично – просто в конце смены им не надо будет считать выручку, а достаточно будет выбить общий чек. А когда мы говорим о частных автобусах, надо понимать: деньги от транзакций идут не конкретному владельцу транспорта, а на счет компании-перевозчика, откуда потом перечисляются собственникам подвижного состава. Возникает очень много вопросов – когда будут перечислять средства, какой будет процент и так далее. Конечно, проще брать деньги наличными, – считает эксперт.

И – предлагает вариант решения проблемы. Правда, довольно радикальный и требующий политической воли от городских властей, а именно – объявить, что пассажиры всех автобусов, в которых нет действующих терминалов, ездят бесплатно.

– Конечно, это утопия – тут возникла бы масса юридических тонкостей. Но вопрос в том, как стимулировать водителей держать терминалы исправными постоянно. Такая (или не мене болезненная с точки зрения финансов) меры была бы эффективной. А вот других действенных рычагов влияния в распоряжении чиновников пока, к сожалению, нет, – резюмировал Юрий Новиков.

Будет ли одного требования, озвученного мэром Вадимом Кстениным, достаточно для внедрения безналичной оплаты проезда во всех маршрутках города? Или потребуется дополнительный окрик – а то и показательная «порка» штрафников? Об этом можно будет судить уже в ближайшие дни. Редакция портала «Обозреватель.Врн» продолжит следить за развитием ситуации.

Татьяна Сафонова,

Татьяна Омельченко

Это интересно
1 Комментарий
  1. Дмитрий говорит

    Любая система подразумевает наличие Оператора её обслуживающего и решающего все проблемы. Банку это не свойственно — его нагнули на подарок перевозчикам в 1500 терминалов, не копейки не заплатив. Нужен единый и шустрый управленец. Так у этого банка проект с оператором приносит в разы больше прибыли и нет никаких проблем. А у нас привыкли — сначала коров поморят, а потом пастуха ищут.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.