Андрей Кузьминов: «Собственные решения по электронным торговым площадкам позволяют бизнесу управлять своими же ожиданиями»

Фото: предоставлено героем публикации

При ручном формировании тендерных заданий представители даже достаточно крупных компаний, которые, казалось бы, знают на зубок все правила рынка, сталкиваются с типичными проблемами: возникают ошибки в формировании позиций, не учитывается точная стоимость материалов, в последствии еще и обнаруживаются расхождения в ценах. Как результат – замедляется весь рабочий проект. При строительстве, допустим, крупных коммерческих площадей подобные просчеты могут привести к критическим потерям.

Поэтому бизнес, решая задачи по закупкам, все чаще пользуется разработанными под себя электронными торговыми площадками. Такие системы, например, позволяют осуществить предварительный отбор поставщиков и сразу же зафиксировать условия и цены на нужный период. При этом массивные объемы информации обрабатываются автоматически. Подробнее об этом механизме в интервью редакции «Обозреватель.Врн» рассказал руководитель практики разработки программного обеспечения компании iFellow Андрей Кузьминов.

– Андрей, насколько сегодня развита автоматизация закупочной деятельности и создание собственных торговых площадок среди коммерческих компаний?

– Есть две отрасли – строительство и эксплуатация объектов – их можно считать драйверами развития автоматизации в этой части. Закупочные процедуры в подобных компаниях налажены достаточно хорошо. Впрочем, не удивительно, что на передовой – крупный бизнес, так как именно он обрабатывает большие объемы, при которых заметно вырастает потребность в автоматизации процессов закупок.

Сегодня в России можно насчитать более 100 коммерческих электронных площадок. Согласитесь, достаточно высокое число. Что интересно, если за рубежом сильнее развиты облачные торговые площадки, то в нашей стране традиционно больше доверия представители бизнеса проявляют к собственным решениям.

Преимущества понятны: например, это возможность проводить закрытые тендеры или, напротив, публиковать задания в открытых источниках, есть возможность отслеживать соглашения по подрядчикам или автоматически актуализировать бюджетирование на следующий период.

– Но если есть уже действующие электронные площадки, почему компании не используют их, а создают индивидуальные решения?

– Факторов несколько. Первый из них – это возможность выстроить сквозные процессы, что делает всю процедуру прозрачнее. Это существенный плюс. Второй фактор – способность ускорить выход на рынок. Представители многих отраслей сегодня опираются на такую метрику, как Time to market – это, если говорить проще, время от самой идеи до конечного запуска решения и вывода его на потребителя. Собственная система позволяет оптимизировать поставки товаров или оказание услуг от внешних исполнителей по ряду критериев: это и качество, и деньги, и сроки.

Подобные решения позволяют управлять своими же ожиданиями. Представители бизнеса могут держать фокус на возможностях рынка и фиксировать цены или сроки по предоставлению тех или иных услуг. Это уже третий фактор.

Четвертый – во время внутренней цифровой трансформации далеко не в каждой компании удается оперативно наладить автоматизацию всех процессов. И очень часто на долю электронной торговой площадки ложится не только функция проведения самих торгов, но и, например, функции систем класса SRM (Supplier Relationship Management), то есть управление взаимодействия с поставщиками.

Можно сказать, что во многих случаях собственная электронная торговая площадка становится некоторым «комбайном» – совокупностью механизмов по воплощению тех или иных возможностей. Такой подход позволяет бизнесу не инвестировать гигантские средства в дорогие системы в один момент. Можно идти модульным путем, добавляя нужные функции к существующей площадке торгов. Как пример, можно привести модули, позволяющие осуществить планирование заданий на закупку, а также различные системы сопоставительного анализа поставщиков. При этом возможны дополнительные процессы не только по аккредитации, но и по классификации поставщиков, ну и, конечно, оценка их кредитоспособности. Все это позволяет ускорить принятие решений при размещении заданий и при проведении конкурсов.

Отдельно хочу подчеркнуть роль модуля по планированию закупок, потому что в информационных системах всегда прослеживается стремление к тому, чтобы сделать цепочку обмена информацией между разными сторонами более последовательной. Сокращается путь от точки возникновения потребности в закупке до точки ее удовлетворения.

И опять же – важна прозрачность для быстрого принятия решений. Когда можно отслеживать закупочные процессы, начиная с фазы планирования и заканчивая выполнением непосредственных работ, например, строительных, это дает столь нужный контроль. Результат при исполнении сложных проектов сильно зависит от того, как выполнят работы – поставку товаров и оказание услуг — внешние организации.

– Андрей, вы говорили, что в западных странах больше распространены облачные площадки. Почему тогда в России используется другой опыт? Что не устраивает местные компании в облачных площадках?

– Сегодня высоки риски введения санкций, что делает недоступными поддержку или в целом приобретение иностранного программного обеспечения. Плюс у представителей бизнеса в России исторически сложилось определенное недоверие, они не готовы «вручать» какую-то действительно важную информацию облачному провайдеру, несмотря на все методы защиты передачи данных. Хранить на внешней площадке данные по внутренней оценке кредитоспособности поставщиков бизнес не рискует.

– Что касается опыта компании iFellow, в чем особенности проектов, над которыми вы работали? Интегрированы ли они с другими системами компаний, для которых создавались?

– У нас есть опыт заказной разработки электронных закупочных площадок, в том числе мы выполняли проект для крупного игрока строительного рынка. У компании больше тысячи тендеров ежедневно, свыше 500 подрядчиков и более 100 тысяч позиций в номенклатуре.

Примечательной особенностью этого решения стал модуль планирования заданий на закупку, который предельно сократил дистанцию от появляющейся необходимости в закупке до непосредственно размещения задания.

Если объяснять актуальность решения для застройщиков, то тут нужно упомянуть интеграцию с системами моделирования объектов строительства. Это, например, PIM (Product information management) системы, которые нужны для централизованного управления большими массивами данных о товарах. Это опять же позволило повысить видимость закупочных процедур еще на этапе моделирования объектов. То есть когда проектировщики только-только формируют проект здания, они уже имеют доступ к актуальным ценам по отдельным товарам и работам, а также могут достаточно оперативно сформировать задание по зафиксированной стоимости, что позволяет прогнозировать этапы строительства с высокой точностью.

Когда известны временные ограничения и понятна стоимость, это позволяет намного быстрее выполнить работы, оптимизировав связанные с ними процессы, такие как поставка, отгрузка, складирование. Здесь все связано.

Процесс закупок длительный и связан с большими объемами информации. Созданное нами решение позволяет быстро развернуть электронную торговую площадку: в продукте предусмотрены предварительный отбор поставщиков с фиксацией условий и цен на определенный период, проведение закупок и определение подрядчика, согласование условий поставок, а также создание единых справочников по услугам и позициям закупок.

– В каких отраслях помимо строительства имеет смысл создавать собственные решения для автоматизации закупок?

– Можно выделить эксплуатирующие организации. Эти компании постоянно обрабатывают существенный поток по закупкам расходных материалов.

– Возможно ли создание универсального решения, которое подойдет компаниям из разных бизнес-сфер? Или необходима индивидуализация решений для каждой из отраслей?

– Использование каких-то универсальных решений возможно, когда высока зрелость автоматизации внутри самой компании. То есть когда внутри организации существуют системы различных классов: ERP, SCM и SRM. Когда такая инфраструктура уже есть, и она хорошо интегрирована, в принципе можно говорить о том, что мы берем модуль электронной торговой площадки и по сути к нему просто «цепляемся». Но компаний, у которых есть все эти системы, не так много. Это, как правило, очень крупные игроки. Так что для большинства заказчиков интереснее была бы опция работы в индивидуальном порядке.

Петр Соболев