Евгений Беляков: «Роль малого бизнеса будет расти»

Фото: предоставлено героем публикации

В Воронежской области зарегистрировано более 155,6 тыс. представителей малого и среднего бизнеса (МСП) с учетом самозанятых. В указанной сфере в нашем регионе занято почти 415 тыс. человек. Это сообщество, которое быстро адаптируется под вызовы времени и во многом формирует нашу экономическую действительность.

Но насколько предприниматели сегодня заинтересованы в развитии собственного дела и в привлечении для этого дополнительного финансирования? Как обстоит взаимодействие членов МСП-сферы с банками? На что могут рассчитывать представители бизнеса? Об этом и многом другом «Обозреватель.Врн» побеседовал с руководителем по малому бизнесу Альфа-Банка в Воронеже Евгением Беляковым.

– Какова сегодня ситуация с малым бизнесом в Воронежской области? Изменился ли спрос на банковские услуги в целом?

– Уточню: под малым бизнесом мы понимаем компании с годовым оборотом до 350 млн рублей. Роль представителей этого сегмента предпринимательства будет расти в условиях давления на крупных игроков. В Воронежской области положение малого бизнеса стабильно. Сохраняется постоянный спрос на банковские услуги. Стагнации нет. Но изменилась структура спроса – больше внимания бизнесмены сейчас уделяют вопросам поиска новых каналов продаж, снижения расходов и в целом безопасности при проведении тех или иных операций.

– Какие новые продукты для компаний МСП планирует внедрить или уже предлагает Альфа-Банк?

– В этом году внедрили достаточно много изменений, например, полностью обновили линейку тарифов по расчетно-кассовому обслуживанию. Спектр возможностей для бизнеса стал шире. Как начинающие предприниматели, так и те, кто стабильно ведет свое дело в течение нескольких лет, могут найти вариант для себя.

Внедрили также новую программу лояльности для клиентов – под названием «Деньги сверху». Помимо стандартного кешбэка на расходы по бизнесу она включает систему начисления баллов за любые действия по счету. Таким образом предприниматели могут снизить расходы на обслуживание. Реализован сервис системы быстрых платежей как в торговом офлайн-эквайринге, так и в интернет-эквайринге.

Кроме того, запустили конструктор сайтов для предпринимателей – это совместный проект с компанией «Билайн». Сервис уже доказал свою востребованность среди представителей малого бизнеса, которые хотят начать путь или расширить свое представительство в интернет-сети. А с «Яндекс.Бизнес» запустили совместную акцию для продвижения онлайн-торговли.

Что касается кредитования, то в этом году мы предложили новый для банковской сферы продукт, который называется «Деньги в дело». Это возможность получить займ без финансового анализа под залог имущества. Оценка осуществляется за счёт банка дистанционно, через уникальный сервис «Мобильный оценщик».  Срок оценки не более 3 дней.

В целом сейчас важно думать о том, как помочь предпринимателю сократить трудозатраты и расходы, как помочь найти новых клиентов и увеличить объемы продаж. Своими сервисами мы отвечаем на запросы представителей малого бизнеса.

– Каким образом вы привлекаете клиентов в новой экономической реальности?

– То, что каждый четвертый предприниматель этого сегмента в Воронеже выбирает Альфа-Банк в качестве бизнес-партнера, говорит о верности нашего подхода к работе и актуальности предлагаемых сервисов. Только в текущем году мы увеличили число клиентов на 16%. Уверен, еще прирастем, потому что мы можем быть полезны многим предпринимателям в районных центрах Воронежской области. Активно развиваем данное направление.

Что же касается именно Воронежа, то на левом берегу города мы открыли отделение в новом формате Phygital. Этот офис меняет представление о классическом банковском пространстве. Например, там нет никакой рекламы и лишнего информационного шума. Нет талончиков и огороженных барьерами столов. Представьте уютное кафе, в котором вы можете расположиться в удобном кресле у фитостены и в комфортной обстановке решить практически любые финансовые вопросы. При этом новый офис подразумевает сочетание физического присутствия сотрудников с цифровыми технологиями. За время пандемии коронавируса мы поняли, людям важно смотреть кому-то в глаза, когда они доверяют свои деньги. Реализовать такой подход исключительно в мобильном приложении невозможно. В следующем году подобные отделения в формате phygital могут появиться и в районах Воронежской области. Вместе с тем до 98% операций в Альфа-Банке можно реализовать дистанционно.

– На каких условиях сегодня в вашем банке происходит кредитование предприятий малого бизнеса?

– Мы предлагаем представителям малого бизнеса как залоговые, так и беззалоговые варианты финансирования. Большую долю в общем объеме выдачи средств в данном сегменте занимают скоринговые продукты за счет ускоренной оценки заемщиков при требовании минимального пакета документов. Это сочетание доверия по отношению к нашим бизнес-партнерам и детального оперативного анализа.

– Компаниям каких отраслей вы отдаете предпочтение?

– Конечно, мы заинтересованы в финансировании предпринимателей всех отраслей. При этом к каждому клиенту стараемся найти индивидуальный подход. Однако преимущественно кредитный портфель в Воронежской области формируется за счет производственных компаний, представителей оптово-розничной торговли и сферы услуг. Это связано со спецификой региона. У нас в отличие от других субъектов страны широко представлены именно фирмы из указанных выше отраслей.

– Каков у вас объем кредитного портфеля сейчас?

– На текущий момент кредитный портфель малого бизнеса (компании с годовым оборотом до 350 млн рублей) в Альфа-Банке в Воронежской области превышает 1,9 млрд рублей. С начала года он прирос более чем на 40%. Острых проблем в части просроченных задолженностей у нас нет. В случае необходимости клиенты успешно пользуются программами поддержки, в том числе федерального значения, которые помогают пересмотреть схему выплат. Мы предоставляем все возможные инструменты, чтобы клиент мог продолжать работать даже в случае финансовых трудностей.

– Как вы оцениваете итоги работы банка за 9 месяцев 2022 года в сегменте МСП?

– Проведенную с начала года работу в Воронежской области считаю успешной. Подчеркну вновь: мы значительно увеличили базу клиентов и кредитный портфель. При этом идет четвертый квартал, за время которого Альфа-Банк еще более значительно усиливает свои позиции на региональном рынке.

Виктор Левшаков

Это интересно