Определить клиента: Сбербанк провел дискуссию о том, какой должна быть система образования

Сбербанк выступил организатором пленарной сессии Восточного экономического форума «Образование в транзитном мире: новые приоритеты», модерировал дискуссию президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф.

На сессии выступили замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, директор АНО «Школа 21» Валерия Заболотная, гендиректор и сооснователь портала «Учи.ру» Иван Коломоец, а также главный редактор педагогического издания «Учительская газета» Петр Положевец.

В начале сессии модератор задал вопрос аудитории: «Считаете ли вы, что вы получили хорошее образование?» Положительные ответы дали 53,6% проголосовавших, однако 46,4% заявили, что недовольны качеством своего образования.

Герман Греф также попросил спикеров и собравшихся в зале определить, кто в системе образования является клиентом. Среди ответов на этот вопрос были понятия «ребенок», «родители», «государство», «человек», «работодатели».

По словам Валерии Заболотной, у системы образования есть четыре клиента: родитель, ребенок, государство и работодатель».

– Как мама троих детей, я, конечно же, клиент системы образования. Мои дети – тоже клиенты. Государство заинтересовано в образованных людях, государство – клиент. Работодатели, которые недовольны кадрами, не готовыми выполнять поставленные перед ними задачи – тоже клиент, – заявила она.

В ходе дискуссии также выяснилось, что многие ее участники считают понятие «клиент» неподходящим для системы образования в принципе, поскольку в российском традиционном понимании образование не сводится к получению знаний, но считается процессом формирования личности в целом.

Как подчеркнул Герман Греф, Президент,прроблема существующей системы образования состоит в том, что невозможно совместить интересы государства, родителей, работодателей и детей.

– Если мы разложим роли и поймем, в чем интересы каждой из сторон, я думаю, нам будет значительно легче реализовывать стратегию развития образования. Если превалируют интересы кого-либо из субъектов этой системы, то в ней возникают перекосы. Так, вся система образования предыдущего столетия была построена в интересах государства, ее заказчика. Но в этом случае не учитываются интересы ребенка. И, даже если стандарты образования определяют родители, такая система неэффективна. Роль работодателя должна быть тоже определена, потому что все студенты мечтают устроиться на работу или создать собственный стартап, стать самозанятыми, – пояснил президент ПАО Сбербанк.

Модератор попросил участников дискуссии назвать основные недостатки существующей системы образования. По мнению большинства спикеров, у российской и мировой образовательных систем немало недостатков, однако основным из них является непонимание того, какой она должна быть в идеале.