Криминальный счет: В Воронежской области стали меньше разбойничать, но больше насиловать

Уровень преступности в Воронежской области по итогам 2016 г. снизился на рекордные для региона 12,5% – примерно на 5 тыс. случаев. Достигнутые значения оказались самыми низкими с 2012 г., сообщил начальник главного управления МВД России по Воронежской области Александр Сысоев на пресс-конференции 31 марта.
По его словам, аналогичная тенденция по уменьшению количества выявленных преступлений характерна для всей России – в среднем по стране в 2016 г. криминальных деяний стало меньше на 9,6%, а в масштабах Центрального федерального округа – на 9,2%.
Значительное снижение было зафиксировано по категориям, относящимся к преступлениям небольшой тяжести – во многом это объясняется декриминализацией некоторых уголовных статей. Однако стражи порядка отметили и уменьшение числа тяжких преступлений, никаких законодательных послаблений по которым в минувшем году не принималось. Таковых, по данным начальника воронежского главка, стало меньше на 11%. В качестве примера Александр Сысоев привел показатели по нескольким статьям: количество убийств и покушений снизилось на 17,5%, случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – на 16,5%.
Кроме того, произошло снижение количества разбойных нападений (на 21,8%) – эту динамику Александр Сысоев охарактеризовал как «очень серьезную». В результате преступных посягательств погибли 413 человек (сокращение – на 21% по сравнению с 2015 г.) – что также соответствует общероссийской тенденции.
Единственная категория преступлений, по которой правоохранители по итогам 2016 г. зафиксировали рост – изнасилования: их стало больше на 28,6%. Однако и в данном случае ситуация, сложившаяся в Воронежской области, подтверждает общероссийскую тенденцию. Делиться предположениями по поводу причин увеличения количества подобных преступлений начальник главка не стал, ограничившись констатацией того, что «граждане не всегда решают ставить полицейских в известность о таких фактах – по тем или иным причинам».
Однако причины резкого снижения уровня преступности в регионе Александр Сысоев привел. По его словам, статистика отражает реальную ситуацию.
– Здесь очень много факторов – и социально-экономических, и зависящих от органов власти. Не за все отвечает полиция: например, если увеличилось количество выявленных экономических или наркопреступлений, нарушений в сфере миграции – это плюс полиции, а те же убийства у нас происходят только на бытовой почве, – добавил начальник главка. – Как можно повлиять на выявление убийств? Их не спрячешь – либо они есть, либо нет. Да, было время до 2010 г., когда полицейские изменяли статистику, чтобы не портить себе показатели – укрывали какие-то преступления, переводили их на менее тяжелые составы. Но это в прошлом – сейчас статистика отражает истинное положение вещей.

Так что, с одной стороны, за людей можно порадоваться: экономическая ситуация в регионе (как и в стране) явно выправляется, коли граждане все меньше и меньше идут на совершение преступлений имущественного характера. Короче говоря, на «покушать-выпить-закусить» они уже в большем числе случаев тратят собственные, а не отнятые у других, средства. А вот удовлетворить другую естественную потребность, не прибегая к криминалу, по каким-то причинам людям становится с каждым годом все сложнее. Почему? Требовать ответа на этот вопрос от начальника главка, увы, некорректно. Тут впору подключать чиновников и психологов. Ибо плюс 28,6% по изнасилованиям – это показатель, скорее, больше социальный, нежели криминальный.

Татьяна Омельченко