Кнут без пряника: «Закручивание гаек» со стороны мэрии Воронежа может привести к забастовке перевозчиков?

В ближайшее время все компании-перевозчики, обслуживающие пассажирские маршруты на территории Воронежа, должны подготовить отдельные инвестпрограммы на 2017-2018 гг., связанные с заменой подвижного состава и организацией баз для хранения и ремонта техники. Проработать с каждым предприятием соответствующие документы руководителю городского управления транспорта Владимиру Анисимову поручил мэр Воронежа Александр Гусев на оперативном совещании в горадминистрации 27 марта.

– Графики для каждой компании должны быть разработаны в зависимости от того, какая инвестиционная составляющая у перевозчиков образуется в результате деятельности, – отметил градоначальник.

На исполнение поручения Александр Гусев отвел месяц. Какие санкции могут применяться к компаниям, которые не выполнят распоряжение – например, не уложатся в обозначенный срок – глава города не уточнил. Равно неизвестным осталось и то, для чего необходимо утверждение дополнительных инвестпрограмм – ведь обязательства по обновлению подвижного состава прописаны в контрактах, заключенных горадминистрацией с перевозчиками по итогам транспортных аукционов зимой и весной 2015 г.

Удивление корреспондента «Обозревателя.Врн» разделил и председатель городского совета перевозчиков, депутат Воронежской гордумы (фракция «Единая Россия») Дмитрий Крутских. По его словам, планы по модернизации устаревших автобусов четко прописаны в договорах – так, в 2015 и 2016 гг. предприятия должны были обновить 30% автопарка, а в 2017 г. – еще 20%. Однако в тех же соглашениях есть и обязательства горадинистрации по обеспечению ежегодного повышения тарифа (в 2015 г. – на 25% от уровня 2014 г., а в 2016 г. – на 13% от показателей 2015 г.).

– По-хорошему, в феврале мы должны были получить уже второе с 2015 г. повышение стоимости оплаты проезда. Но сейчас почти апрель, а никаких изменений в этом направлении мы не видим, – подчеркнул эксперт.

Глава совета перевозчиков обратил внимание на то, что график по обновлению техники малого и среднего класса выполнен (и даже с превышением норм, которые были предусмотрены договорами с мэрией). Вопросы пока остаются только по автобусам большой вместимости – из-за высокой стоимости машин и сложной экономической ситуации компании не смогли исполнить требования.

– Два года назад Александр Викторович обращался к перевозчикам с заявлением: дескать, приобретайте подвижной состав, возьмите на себя обязательства, а мы, в свою очередь, гарантируем повышением стоимости проезда. Но тарифы с тех пор не поднимались ни на рубль. Вопрос: почему мэр дает поручения перевозчикам обновлять подвижной состав, а взятые на себя обязательства не исполняет? На какие средства компании на текущий момент должны закупать новые автобусы? – возмутился бизнесмен. – Если раньше перевозчики боялись, что у них отнимут маршруты, то сейчас, при имеющейся стоимости проезда одной из самых низких в стране – никто работать вместо действующих компаний не будет. Либо другой вариант: при 15 руб. за одну поездку экономика предприятий строится на автобусах малого класса – «Газелях» и Ford. Тогда не заставляйте обновлять технику большой вместимости – может, миллионному городу достаточно 20-местных маршруток для перевозки жителей?

Кроме того, Дмитрий Крутских не исключил и того, что перевозчики могут просто проигнорировать пожелание мэрии.

– Если командовать, то нужно действовать методом кнута и пряника. А у нас городские власти сами ничего не предпринимают, а только критикуют перевозчиков – то они одного не делают, то другого. В таком случае можно добиться того, что транспортные компании поставят свои автобусы и перестанут перевозить горожан – как произошло с системой «Платон», – добавил председатель совета. – Ведь мы просчитываем свою экономику – никто не хочет работать себе в убыток. Если городские власти продолжат закручивать гайки, то они могут получить неприятные для себя ситуации – все хорошо помнят, как в середине 2000-х в Воронеже каждый год были забастовки перевозчиков.

Хочется верить, что чиновники все же услышат мнение транспортных компаний и начнут выстраивать разумный диалог с бизнесменами – благо, подобный опыт у мэрии есть. А вот хватит ли желания?

Татьяна Омельченко