Безопасность по тарифу: Жителей воронежских многоэтажек обяжут оплачивать защиту жилья от террора?

Очередные новации разработали специалисты Министерства строительства и ЖКХ РФ – речь идет о требования к антитеррористической защите многоквартирных домов. Пока документ представляет собой лишь проект соответствующего закона и проходит стадию общественной экспертизы, но его последующее принятие грозит обернуться серьезными расходами для многих россиян – и жители Воронежской области тут не исключение.

О каких же нововведениях идет речь? Согласно опубликованному документу, дополнительные требования по антитеррористической защищенности затронут весь многоквартирный жилой фонд – и неважно, два этажа в доме или 25. Правда, предъявляемые требования все же будут разными – в зависимости от того, к какой из трех категорий будет отнесено конкретное здание. Решение предстоит принять специально созданной комиссии, в состав которой войдут представители МЧС, Росгвардии, ФСБ, Госжилинспекции и эксплуатирующей организации – управляющей компании или ТСЖ. При определении категории специалисты учтут четыре критерия: состав жилой зоны, вероятность опасности совершения теракта на территории дома, а также количество возможных жертв и показатель вероятного экономического ущерба.

Категорий, напомним, в проекте закона учтено всего три. К первой из них в Минстрое предложили отнести МКД, расположенные в муниципалитетах, где за последние три года было совершено (или предотвращено) не менее четырех терактов. Сюда же войдут здания, размещенные в зонах высотной застройки (более 10 этажей) – то есть, если говорить о Воронеже, подавляющая часть новостроек попадут именно в этот раздел. Вторая категория будет присвоена домам, расположенным в более «спокойных» с точки зрения проявлений терроризма городах (с 2-3 случаями за последние три года), либо зданиям в зонах среднеэтажной застройки (от 3 до 10 этажей). Надо ли говорить, что именно эта градация – по крайней мере, для Воронежа – в ближайшее время будет самой распространенной? К третьей категории, соответственно, отнесут все оставшиеся дома.

Самое «интересное» для жителей начнется как раз после того, как комиссия определит категорию здания. Так, в течение месяца должен быть подготовлен «паспорт безопасности многоквартирного дома», а вдобавок к нему – перечень конкретных мер, призванных обезопасить МКД и его жителей от потенциальных угроз. И тут кроется весьма неприятный для большинства владельцев квартир «сюрприз»: затраты на внедрение дополнительных антитеррористических мероприятий лягут на жителей. В документе четко прописано, что определить порядок финансирования необходимых мер должны собственники жилья на общем собрании.

Надо сказать, что часть требований, перечисленных в проекте закона, уже выполняется в большинстве домов: например, во многих МКД закрыты выходы на чердак и крышу, да и на дверях, ведущих в подвалы, висят замки. Еще один пункт – установка домофонов или кодовых замков на дверях подъездов, что, в принципе, тоже выполняется почти повсеместно. Но есть и специфические указания для зданий, которые окажутся отнесены к первой категории: здесь потребуется обязательная установка систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, плюс – организация охраны. Выбирать, кто будет отвечать за безопасность дома, опять же предстоит самим жителям: они решат, будет ли достаточно поста консьержки или потребуется патрулирование территории работниками ЧОПа.

– Безусловно, требования по антитеррористической защищенности – вопрос важный, с этим никто не спорит. И если такой законопроект будут принят, мы, естественно, выполним все от нас зависящее – в том числе постараемся убедить собственников в необходимости провести целевой сбор на установку оборудования, – рассказал директор УК Стандарт Сити Александр Макашев. – Однако едва ли этот процесс будет проходить просто: думаю, что не все жители с готовностью откликнутся на предложенные новации. И у многих людей для этого есть серьезные объективные причины.

Понять опасения главы эксплуатирующей организации легко: обычно владельцы квартир крайне болезненно воспринимают любые дополнительные взносы, которые им приходится оплачивать. Многие уверены, что уже за те деньги, которые идут по так называемой «первой строке», управляющие компании должны брать на себя все возможные расходы – и неважно, входят конкретные работы в договор управления с коммунальщиками или нет, что с точки зрения жилищного законодательства абсолютно неверно. По сути, горожане, ставшие собственниками квартир, да еще и общедомового имущества, до сих пор не осознают бремя взятой на себя ответственности – в том числе и финансовой.

Отличный пример – ситуация, которая сложилась в д.39 по ул. Революции 1905 г. Собственники квартир в этом доме неоднократно просили всевозможные инстанции организовать ремонт оголовков труб в здании. Однако, когда выяснилось, что затраты на эти работы по закону обязаны взять на себя сами владельцы, жители просто отказались общаться с сотрудниками обслуживающей здание УК Ленинского района.

Конечно, не стоит недооценивать и объективных факторов – у многих граждан действительно нет финансовой возможности платить дополнительные суммы за все новые инициативы властей. Если вдуматься, речь идет о серьезной части населения – от пенсионеров и инвалидов различных категорий до малообеспеченных семей и матерей-одиночек. Для них новые расходы – пусть и важные – могут стать непосильным бременем.

– Федералам стоит серьезно подумать над тем, что конкретно они хотят получить в результате этих изменений. И до того, как закон будет принят, особо проработать новации, панируемые к применению в старом жилищном фонде, – считает директор РЭК Центральный Андрей Кузин. – В ветхих многоквартирных домах, где на первом месте стоят вопросы текущего содержания и повышения комфорта проживания собственников, реакция людей на необходимость дополнительных сборов – пусть даже на решение вопросов собственной безопасности – будет резко негативной.

Ольга Маркелова

Это интересно