Скрягам на заметку: Воронежцев предостерегли от желания нажиться на расселении из ветхого и аварийного жилья

avariynoe-zhileСобственники квартир в ветхих и аварийных домах, требующих расселения в рамках программы развития застроенных территорий, могут столкнуться с проблемой ликвидности собственного жилья, если будут выставлять завышенные требования к муниципалитету или застройщикам. Об этом в ходе оперативного совещания в мэрии Воронежа заявил глава города Александр Гусев.

Поводом к этому заявлению стал доклад руководителя управления строительной политики горадминистрации Виктора Владимирова. В ходе своего выступления чиновник отметил, что на федеральном уровне отсутствует четкая нормативно-правовая база, регулирующая выкуп помещений у собственников.

– В результате этого процедура выкупа либо значительно удлиняется, либо выливается в дополнительные затраты для инвестора, – отметил Владимиров.

В качестве примера он привел случай на ул. 9 Января, когда собственнику последней нерасселенной квартиры в ветхом доме застройщик был вынужден выплатить за его квадратные метры сумму, равную четырем новым жилым помещениям. И сегодня, отмечает глава управления, схожая ситуация возникает и в квартале на ул. Пирогова, также отданном под реновацию.

Виктор Владимиров считает, что решением проблемы могло бы стать заключение своеобразных «коллективных договоров» с собственниками расселяемых домов, в которых были бы прописаны все их требования. После изучения этих договоров застройщик мог бы принять взвешенное решение о том, интересен ли ему этот проект, или нет.

В то же время, в законодательстве РФ сегодня такие договоры не прописаны, соответственно, их заключение (и – последующее неисполнение) никаких последствий для собственников не несет. Поэтому более действенным механизмом могло бы стать принудительное переселение людей из кварталов, запланированных под развитие. Однако и этой нормы в законодательстве сейчас не существует.

Единственный способ воздействия на тех, кто не желает уступать свои квадратные метры по рыночной цене, обозначил глава Воронежа Александр Гусев. Он напомнил, что расселение людей отнюдь не всегда означает последующее строительство на месте снесенных домов новых многоэтажек.

– Прежде всего, мы должны развивать те территории, на которых жилищный фонд в ближайшие несколько лет перейдет из ветхого в аварийный, – сказал градоначальник. – Создание исключительно привлекательных условий для инвестиционной деятельности не является для нас задачей, это инструмент, а задача – уменьшение количества аварийного жилья.

Исходя из этого, Гусев напомнил, что по ряду территорий уже были приняты решения о переводе их в другую категорию – для последующего благоустройства и разбивки здесь зон отдыха.

– Человек, отказывающийся от переселения на адекватных условиях, должен понимать, что завтра может остаться один в аварийном доме, а перед его окнами будет разбит сквер и никто ничего не будет строить. В таком случае его квартира просто обесценится, – предупредил мэр Воронежа.

Негодование руководителей городской администрации понять можно: из-за желания поживиться на собственном неликвидном жилье отдельных воронежцев тормозятся целые программы развития областного центра. И, увы, законной управы на эти желания не существует.

С другой стороны, можно понять и тех, кто не желает переселяться на условиях, которые мэрия или застройщики считают адекватными. Например, переезд из относительно центральных районов в Шилово (как это предлагают в рамках программы переселения из аварийного жилья) не каждому собственнику представляется удачным вариантом. Особенно – пенсионерам, нуждающимся в медицинской помощи (поликлинику в Шилово обещают открыть лишь к 2018 г., да и то – если поступит соответствующее федеральное финансирование). А за сумму компенсации, предусмотренную законодательством, люди вряд ли смогут приобрести себе жилье в квартале, сопоставимом с тем, где они жили ранее.

В конце концов, собственность – она и есть собственность: будь она хоть ветхой или аварийной. Согласно Конституции РФ, собственности человека можно лишить только через суд. Нет решения суда – нужно договариваться. А тут уже – с кем как получится.

Фото с сайта «Общероссийского народного фронта»