Не лезьте в душу

Накануне одна из воронежских групп опубликовала страшное видео разрушенных домов. Вроде как это российские войска бомбят украинские мирные города. Автор сообщения – житель Украины. Модераторы не удосужились, да и не смогли бы наверное, проверить на подлинность эти кадры.

Откуда они, когда сделаны? А может это дома на Донбассе, уничтоженные украинскими войсками еще несколько лет назад? Откуда нам знать! Многолетний опыт работы на телевидении научил меня доверять только своим глазам и камере своего оператора: для меня правда то, что снял мой оператор, то, что я видела лично. Остальное я готова подвергнуть сомнению.

За пару дней до того разные источники бомбардировали соцсети роликом с участием украинской прокурорши. Она, сцепя зубы и пылая гневным взором, призывала россиян остановить военную операцию. Зачем она обращается к россиянам, так и осталось для меня непонятным: имеет место не война народов, а конфликт государств. И мы, россияне, его свидетели, но не участники. Так почему мы должны чувствовать себя виноватыми и, главное, в чем?

В соцсетях, которые стали основной площадкой для словесных баталий, уже звучат лозунги «мне стыдно быть русским». Произнеси эти слова вслух – и они пребольно резанут по уху. Если человек не согласен с политикой государства, почему это должно означать, что ему стыдно за свою национальность? Тот, кто создал этот лозунг и кто его использует, хоть немного подумал об этом? Если подумал и настаивает на нем, пусть решит что-то с существованием на бренной земле, чтобы побороть свой стыд. А если это просто пропаганда, слова, то их автора надо, по моему глубокому убеждению, бить в морду. Потому что быть русским – не стыдно никогда. Какой бы ни была власть, и какую бы политику она ни проводила.

Если человек не развешивает на своей странице в Фейсбуке желто-голубой флаг, это не значит, что он не переживает за то, что происходит сегодня. Я родилась на Украине, там могила моего деда, гнавшего фашиста до самого Берлина, и потом, после окончания войны еще целый год вынужденного жить в Германии с семьей. Моя мама окончила Одесский университет и Киевскую консерваторию. Там живет моя старенькая свекровь, любимые родственники, близкие друзья, родные моего мужа. Я люблю Украину. Но не ту, какой она стала сегодня. Я люблю ее той, которой она когда-то была: веселой, хлебосольной и приветливой ко всем. Дошедшее до крайности противостояние с этой страной разрывает мне сердце. Но я всю свою жизнь живу в России, и вижу то, что не может видеть только слепой. Украина, так пламенно стремившаяся к незалежности, давно перестала быть самостоятельной страной. А клоун, которого по ошибке избрал уставший народ, не понял, что киношный и реальный президент – не одно и то же. Что роль реального президента – не его амплуа, и вообще она ему не по зубам. И что это — его последняя роль. Другой уже никогда не будет.

Я не прошу, чтобы украинские создатели фейков перестали агитировать меня против моего же государства – это их работа, они действуют в интересах своей страны. Но те, кто распространяет это в России, действуют против нее, ничего уж тут не поделаешь – надо называть вещи своими именами.   Мы все осуждаем бандеровцев, которые предали отчизну и служили нацистам. Подумайте, оглянитесь: никто из граждан России не делает сейчас того же самого?

Я не призываю поддерживать военную операцию, это личное дело каждого. Отношения с Украиной – вопрос очень болезненный, а для многих это просто кровоточащая рана. Так и не надо лезть в душу к тем людям, которым и без того нелегко дается осмысление всего происходящего. Им тяжело, больно, им страшно и за украинских родных, и за свое собственное будущее. А вот наших агитаторов я бы очень попросила именно об этом — не лезть ко мне со своими советами. Не надо открывать мне глаза на то, что я в состоянии увидеть сама, не стоит говорить со мной как с глупым или непослушным ребенком – кто знает, может, я умнее того, кто выбрал со мной этот тон?

О чем конкретно я говорю? С начала военной кампании воронежские депутаты разных уровней распространяют на своих страничках в соцсетях примерно один и тот же релиз о 15-ти тысячах погибших в Донбассе и все такое… И вот тут мне хочется – при своем моем уважении к представителям депутатского корпуса – предостеречь народных избранников. Не надо лишних слов, они сейчас могут только повредить. Тем более, эти слова не от души и не от сердца, это просто релиз, который надо распространить.

Решение, которое принял Путин, это решение главы государства, и депутатам сейчас не обязательно делать вид, что их спрашивали и они были в курсе. Это кампания не местного уровня, она федеральная, и поэтомуместным властям надо постараться просто быть рядом. Не надо никого учить, не надо никому ничего разъяснять. Ваши избиратели – не дураки, а вы для них не гуру.

В течение восьми лет мы гордились умением Путина виртуозно уходить от любых провокаций, и, если сейчас ситуация изменилась и он счел, что эта тактика дальше не проходит, значит, у него были на то веские основания. Путин не комик. Если он так поступил, значит, у него были причины. Но поскольку это все же не война народов, а конфликт государств, то оставим нашему государству право делать его работу. А всех, кто живет в стране, хочется попросить: не лезьте людям в душу, дайте им как-то пережить все это. Чем болезненнее мы воспринимаем ту или иную ситуацию, тем меньше нуждаемся в советах посторонних людей.

Алла Холденко