Нужен мозговой штурм

Воронежская власть отменит QR-коды. Что дальше?

Отмена QR-кодов, кажется, становится вполне реальной. Это происходит не на волне общественного возмущения, хотя эта ограничительная мера вызвала, мягко говоря, непонимание в обществе. Это происходит по какой-то другой причине, о которой нам не говорят. И логически это выглядит довольно странно: когда власти ввели «цифровые пропуска», официальные статистические данные о заболеваемости были в разы ниже. Сейчас, когда суточное число заболевших колеблется вокруг трехтысячной отметки, ограничители снимают. Понимать бы, о чем тут идет речь: то ли власти убедились в том, что QR-коды и ковидные «волны» никак не связаны друг с другом, и никакие ограничения не способны управлять вирусом и уж тем более останавливать эти самые волны. То ли со статистикой что-то не то, и на самом деле она выглядит не совсем так, как в официальных отчетах?  Вполне возможно, что имеет место и то, и другое.

Решение губернатора, если оно будет принято, воронежцы только поддержат, но дефицит необходимой информации, они все равно будут ощущать. Ведь почему у идеи массовой вакцинации и сейчас много противников? В самом начале кампании Минздрав публиковал перечень хронических заболеваний, при которых постановка прививки противопоказана или должна производиться «с осторожностью». Но потом этот перечень усыхал, пока нам не объявили, что противопоказаний у вакцины практически нет. И мы не знаем, когда эксперты ошибались: тогда или сейчас? А незнание вызывает сомнение.

Второй фактор в том, что информация о возможных побочных действиях вакцины не доходит до ее «потребителей». Во всяком случае, тому же «Коммерсанту» Роспотребнадзор недавно отказал в предоставлении такой информации. Вполне возможно, что с подобной статистикой действительно есть проблемы: вышел человек из прививочного кабинета и что там с ним дальше, никто толком не знает.

По задумке, вакцинированный пациент должен вести дневник самонаблюдения на «Госуслугах». Но многие ли ответственно подходят к этому вопросу? Получается, если статистику и формируют на основе этих личных дневников, то она далеко не полная.

Опять же если нам говорят, что абсолютное противопоказание – это тяжелая аллергия на компоненты вакцины, то откуда нам знать, есть у нас эта аллергия или нет, если препарат относительно новый? На подобный вопрос в отношении анальгина ответил бы любой человек, но как ответить, если человек раньше прививки в целом избегал, от того же гриппа. Когда достоверной информации не хватает, дополнительными источниками становятся соседи, коллеги, родственники, друзья из соцсетей и знакомые знакомых. Одним словом, все, кто угодно. Можно ли доверять таким источникам? Можно ли формировать свое мнение на основании их опыта?

На тему ковида властям давно уже пора начать разговаривать с людьми по-взрослому. Не как с непослушными детишками из ясельной группы: позволишь сделать себе укольчик – получишь конфетку, не позволишь – встанешь в угол (то есть, будешь отстранен от работы). А как с разумными и взрослыми членами общества, о здоровье которого идет речь. Тогда еще есть шанс достигнуть того понимания, которое требуется.

Несинхронность введения и отмены ограничений с ростом и снижением заболеваемости не может не бросаться в глаза. Летом и в начале осени на фоне очередного роста народ беспрепятственно гулял  на выставке «Город-сад» и на Дне города. Потом массово пошел вакцинироваться и получил новые ограничения, а волна заболеваемости превратилась в маленькое воронежское цунами. «Омикрон», который, как выяснилось, очень заразен, также вызывает вопросы: все-таки им болеют сейчас 90% местных жителей или всего несколько сотен? И те и другие данные, к слову, предоставляет один и тот же источник – Роспотребнадзор.

Синхронность можно наблюдать только в одном аспекте: в европейских странах, несмотря на рост заболеваемости, идет постепенная отмена ограничений. Мы последовали за Европой. Значит ли это, что мы признали, что никакие ограничения ковиду не помеха? Что коллективный иммунитет, к которому мы так стремились, не работает, причем, не только у нас, но и во всем мире? И значит ли это, что к борьбе с вирусом требуется какой-то совершенно новый подход? Может быть, мозговой штурм. Не в отдельно взятой Воронежской области, и даже не в стране. А в принципе, ведь болеет-то весь мир. Ведь мы уже поняли, что ни административные ресурсы, ни цифровизация населения, ни принуждение людей к чему-либо, ковидный шторм не остановят. Может, пора включать разум в самом масштабном смысле этого понятия? И пользоваться сначала не данной людьми властью, а данным Богом умом?

Алла Холденко