Бойкот окончен, пафос сдулся?

Вчера вечером на официальной странице Воронежского камерного театра в соцсети «ВКонтакте» появился комментарий его худрука Михаила Бычкова по поводу бойкота антиковидных мер. Смысл послания однозначен: бойкота не было, так уж получилось, что дали один спектакль. Ну а дальше – традиционное «Паки-паки, Ваше Сиятельство! Житие мое!..»

Напомним преамбулу ситуации. Сначала губернатор Александр Гусев ввел запрет на работу в Воронежской области театров и кинотеатров. Потом – наградил Михаила Бычкова к 65-летию почетным знаком «За добросовестный труд и профессионализм». На следующий же день худрук Камерного театра и Международного Платоновского фестиваля искусств распространил в СМИ открытое письмо, в котором в жесткой форме потребовал от главы региона вернуть воронежцев в зрительские залы. Авторов идеи закрыть театры и кинотеатры он назвал людьми, «кто не дает себе труда вникнуть, разобраться, реально просчитать последствия, кто считает, что театры можно включать и выключать как лампочку одним щелчком». А дальше – разрешил 14 февраля провести постановку «Привидения» со зрителями. Таким образом появилась возможность говорить о присоединении государственного Воронежского камерного театра к бойкоту губернаторского указа, ранее объявленному частным Никитинским театром, а также рядом кинотеатров.

Теперь же Бычков от бойкота открещивается. Говорит, что не мог второй раз испортить вечер людям, купившим билеты (один раз спектакль уже переносили). А к бойкоту – нет, не присоединяется, и будет смиренно ждать очередного решения оперштаба (которое на тот момент уже было объявлено и продлило действие запрета).

Что же заставило так резко изменить риторику давнего «культурного» оппонента Александра Гусева, являющегося, по иронии судьбы, советником губернатора на общественных началах? Говорят, что свою роль могла сыграть проверка Роспотребнадзора, пришедшая в театр сразу после указанной постановки. Правда, найти информацию о ее проведении в открытых источниках у меня не получилось. Но – верю, что могла быть.

Впрочем, интересно здесь даже не то, что заставило Михаила Бычкова пойти на попятную, а как вообще могла сложиться ситуация, при которой художественный руководитель двух государственных организаций неоднократно и безнаказанно выступает против своего учредителя?

Нет, чисто юридически он, конечно, имеет право. Но я не помню в новейшей истории Воронежской области примеров, когда подобная строптивость не приводила к лишению работы «революционера». Увольняли и за куда меньшее. А этот – держится, и продолжает всем и вся показывать свое несогласие с действиями учредителя. Живучесть – поражает, равно как и официальные доходы, которые, если верить СМИ, значительно выше, чем такие же официальные заработки первых лиц города и области.

Почему Александр Гусев не разберется с этой проблемой так, как уже неоднократно разбирался с другими, зачастую не столь важными для его имиджа ситуациями? Неужели все дело в бывшем главе региона Алексее Гордееве, продолжающий удаленно опекать своего протеже от культуры?

Но ведь нам сейчас из каждого утюга пытаются привить информацию, что – все, время Гордеева ушло. Оно когда-то было, но, оказывается, было не столь радужным и победоносным, как говорилось ранее, а сам Гордеев – и не небожитель вовсе, а обычный человек со своими достоинствами и недостатками! На формирование этого мнения работает целая пропагандистская машина, которая, увы, хорошо так начинает буксовать, когда очередной Бычков устраивает очередной бойкот. Бойкот, который, он знает точно, не будет иметь для него ровно никаких последствий. Он все так же продолжит фактически руководить двумя государственными организациями, получать из бюджета колоссальные зарплаты, и никто ничего ему сделать не сможет.

Удивительно, но – факт!

Юрий Бабаян