Для кого денег не жалко

Почему россияне так легко верят мошенникам

Предупреждать людей об опасности кибер-мошенничеств, мне кажется, уже бесполезно. Редкий день обходится без сообщений о новых «разводах», причем жертвами аферистов становятся не только доверчивые старики, но люди среднего возраста и даже молодежь. Все подробности схем обмана сотни раз описаны журналистами, прокомментированы компетентными сотрудниками полиции и банкирами, но любые предостережения так же эффективны, как битье о стенку горохом. Люди то ли совсем ничего не читают, то ли пропускают предостережения мимо ушей.  А ведь мошенники не придумывают ничего нового – зачем, когда благодарная публика охотно заглатывает уже хорошо проверенную наживку? Последний из описанных случаев, произошедших в Воронеже, только подтверждает это. Некой 45-летней медсестре позвонил неизвестный, представившийся сотрудником ФСБ, и сообщил, что мошенники пытаются взять кредит на ее имя. В мессенждер он отослал ей свое «удостоверение» капитана ФСБ, и предложил взять кредиты, отправить, куда укажут, чтобы правоохранители могли  отследить их и изловить негодяев. И вот этой клюквой он пичкал женщину около месяца. В итоге она вместе с мужем, в котором неожиданно нашла единомышленника, обросла кредитами почти на полтора миллиона, отдала деньги мошенникам. Еще не известно, чем бы все закончилось, если бы супруги не попросили родственника выписаться из их квартиры. Бдительный брат мужа открыл супругам глаза, но поздно: хоть квартира у них и осталась, но ее теперь придется продать – ведь рассчитываться за кредиты чем-то надо. И банкам решительно все равно, под чьим-то воздействием семья получала деньги или без такового. С денежками-то люди попрощались.

Нелепо выглядел и случай, когда молодой человек познакомился с девушкой в сети, пригласил в кино и заказал билеты, а после того, как девушка «передумала», попытался вернуть за них деньги. Каждая попытка возврата сопровождалась тем, что парня просили положить на счет сумму, вдвое превышающую ту, которую он хочет вернуть. И это объясняли то сбоем системы, то не прошедшим платежом, в общем, всякой нелепой ерундой. Парнишка так упорно следовал указаниям аферистов,  что в итоге  потерял 265 тысяч рублей.

Социальная инженерия, подложные сайты, несуществующие кинотеатры… Обо всем этом уже столько написано, что невозможно представить себе человека, который бы никогда ни о чем таком не слышал. Все существующие схемы объединяет одно: незнакомый человек (кем бы он не представился — сотрудником банка, ФСБ или полиции) просит тебя переслать ему крупную сумму денег. Собственных или взятых в кредит, без разницы.  И пенсионерка, готовая спустить три шкуры с кассирши, недодавшей ей три рубля сдачи, отдает все свои накопления. Парень, который знает, в каком платьице Даня Милохин вышел в очередной эфир, ничего не читал о кибер-мошенничествах. А взрослая женщина с упоением следит за глупейшими скандалами с участием Волочковой, но совершенно не интересуется, о чем еще пишут в сети. Так же как взрослый мужик откажет в просьбе родному брату (пусть, мол, сам зарабатывает), но охотно поверит «сотруднику службы безопасности»,  которого никогда не видел в глаза. Схемы, по которым работают аферисты, совсем не сложны и почти не меняются со временем. Так почему же люди так охотно покупаются на очевидный развод? Неужели взрослой женщине, которой еще очень далеко до возраста слабоумия, не понятно, что сотрудник ФСБ не может вести с ней подобного диалога по телефону? И даже если бы расследование мошенничеств было  подведомственно этой структуре, доверчивой жительнице Воронежа стоило бы догадаться, что ее бы пригласили в здание и там провели бы с ней официальную беседу. Неужели не ясно, что мошенник может «замастырить» любое удостоверение, тем более что человек, не сталкивавшийся раньше с правоохранительной системой, даже не представляет, как оно должно выглядеть? Так что это: не знающая границ доверчивость? На наших людей не очень-то похоже. Или уверенность в том, что «уж со мной-то этого никогда не может произойти, потому что я не лох». Лох, еще какой лох! Да такой, которого уже совсем не жалко.

Парадокс в том, что люди не очень-то охотно расстаются с деньгами (пусть даже самыми маленькими), если речь идет о помощи кому-то. Ведь благотворительность – жульничество, а в фондах помощи детям сидят расхитители. Даже в своей собственной семье не всякий родственник допросится помощи у близких. Но в никуда люди швыряют миллионы широкими жестами. Легко и непринужденно. Плата за это легкомыслие всегда оказывается высокой. И, по моему мнению, вполне заслуженной, ибо  денег потерпевшим никто не вернет, а мошенников не найдут. И медный грошик, отданный господином хорошим, золотым рублем к нему никогда не вернется. Ибо не на благое дело потрачен был.

Алла Холденко