Алексей Пинигин: «Воронежская гордума стала более демократичной»

Воронежская гордума завершает первый полноценный год работы в новом составе. И вновь она происходила в условиях пандемии коронавируса, и вновь парламентариям приходилось решать вопросы, связанные с поддержкой населения и бизнеса, пострадавших от эпидограничений. При этом текущие проблемы города с повестки никто не снимал. Как они решались в течение года? Об этом – наш разговор с заместителем председателя Думы Алексеем Пинигиным.

– Алексей Юрьевич, первый полноценный год – всегда повод для подведения промежуточных итогов работы парламента. С какими вызовами пришлось столкнуться новому созыву Думы в этот период? Насколько удачно удавалось с ними справляться?

– Как известно, запоминается всегда последняя фраза. Так и в работе Думы – у всех на слуху сейчас, наверное, наиболее свежие моменты: повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и работа над Правилами землепользования и застройки. Вокруг этих вопросов сформировался определенный эмоциональный фон. Однако в течение года мы проводили большую работу и по иным значимым для города направлениям. Например, по Генплану Воронежа, по приобретению квартир для переселения из аварийного жилья, по изменениям в системе организации питания школьников, в схеме размещения нестационарных торговых объектов. Последний вопрос – особо чувствителен, учитывая, что подобные решения приходилось принимать во время пандемии новой коронавирусной инфекции.

Пандемия, вообще, внесла серьезные коррективы в работу Думы, в спектр рассматриваемых депутатами вопросов. Мы, например, много занимались темой предоставления льгот арендаторам муниципального имущества, пострадавшим от введенных из-за COVID-19 ограничений.

– Должность заместителя председателя Думы предполагает кураторство комиссий, занимающихся вопросами ЖКХ, благоустройства, дорожного хозяйства, транспорта, градостроительства, земельных отношений, муниципальных предприятий – то есть, наиболее «острыми» вопросами жизни Воронежа. Каким из этих отраслей депутатам приходилось уделять особое внимание в уходящем году?

– Назвать указанные отрасли наиболее острыми или, тем более, важными, было бы все же не совсем корректно. Да, есть определенная острота, связанная с вопросами ЖКХ, транспорта, градостроительства, но она связана с тем, что здесь всегда присутствуют интересы коммерческих организаций. На деле же, по моему глубокому убеждению, вопросы формирования бюджета или функционирования системы образования – то есть, те, что находятся под кураторством первого вице-спикера гордумы, – являются более значимые, чем перечисленные вами. На их решение требуется куда больше энергетических затрат, просто их обсуждение, как правило, не приводит к серьезному общественному резонансу. Но надо помнить, что бюджет Воронежа – социально ориентированный, и это понимание расставит все по своим местам.

Говоря же о работе в уходящем году, естественно, отметил бы вопросы, относящиеся к архитектурно-строительному блоку: на их долю пришлось большое число решений, принятых депутатами. Второе место в негласном рейтинге городских проблем, за которые приходилось браться Думе, являются проблемы отраслей ЖКХ и транспорта.

Но тут надо понимать, что Дума при формировании списка тем на тот или иной период, работает в тесной связке с администрацией. Да, мы формируем повестку по направлениям, которую впоследствии отстаиваем в ходе работы профильных комиссий, но исполнительной власти приходится работать по спектру задач, в том числе, которые инициируются не депутатами. Поэтому часто инициатива в работе по тем или иным темам исходит именно от администрации, а депутатский корпус уже прорабатывает и оценивает ее.

– К слову, о работе с администрацией. Многим еще памятны те времена, когда городская Дума находилась в жесткой оппозиции к мэрии Воронежа. Сегодня ситуация ощутимо изменилась, но хотелось бы узнать, как лично вы оцените взаимодействие с исполнительным органом власти областного центра?

– Если вы хотите узнать, есть ли в отношении между нами какие-либо противоречия, то, разумеется, они есть. Сам принцип разделения властей предполагает наличие определенных конфликтных точек, без которых невозможна конструктивная дискуссия. Вопрос тут – именно в конструктивизме споров.

Я считаю, что сегодняшняя вертикаль взаимодействия региональной и муниципальной власти, законодательного и представительного органов региона и города выстроена достаточно сбалансировано. Есть ли острые вопросы? Естественно! Они должны быть! Мы решаем их за счет привлечения экспертов, общественности, и это позволяет завершать обсуждения конструктивно и принимать решения, несущие безусловный эффект для жизни города.

– Не так давно мэрия Воронежа продлила срок приема предложений по проекту Правил землепользования и застройки. Насколько правильным Вы считаете это решение? Насколько активно пользуются своим правом оставить соответствующие предложения по проекту горожане?

– Однозначно скажу одно: да, принятое решение чуть затянет процесс принятия Правил, но лучше мы дольше над ними поработаем, чем примем сырой документ. Не надо забывать, что он очень важен для жизни города в среднесрочной перспективе. Поэтому решение принято правильно.

Насколько активно население по подаче предложений в него – вопрос уже более сложный. Определенная его часть участвует в обсуждении весьма активно. Но хотелось бы, чтобы свои замечания подало как можно большее число воронежцев. Ведь по ряду аспектов ПЗЗ (например, по озелененным территориям) высказаться может каждый горожанин. А принимать решение, разумеется, будут уже профессионалы. Но – опираясь на те мнения, которые соберут в процессе обсуждений.

– Сегодня депутаты работают над принятием бюджета Воронежа на 2022 г. Каковы его основные отличия от аналогичного документа 2021 г.? Будут ли они принципиальными, или же в бюджете заложено, в основном, плановое развитие?

– Наверное, характеризуя бюджет 2022 г., мы, действительно, можем говорить именно о плановом развитии. Да, есть дополнительные 2 млрд рублей по сравнению с текущим годом, но они распределены по существующим статьям, увеличивая тем самым ассигнования по ним.

Здесь надо понимать, что бюджет – это важнейший документ. И то, что работа с ним проводится в плановом режиме, говорит об определенной стабильности, которая имеется сегодня в нашем обществе. Это не значит, что при обсуждении расходов никто не спорит – нет, споров достаточно. Но они всегда приводят к принятию конструктивных решений.

– Вы не один раз говорите о спорах, которые приводят к принятию нужных для развития города решений. В этом – особенность городской Думы V созыва? Вы же можете сравнить работу нынешнего созыва Думы с теми, что были пять или десять лет назад?

– Сравнивать тут, конечно, сложно, но – можно. В 2010 году, когда я впервые стал депутатом муниципального парламента, все депутаты избирались по мажоритарной системе, «в поле». С другой стороны, сегодня в Думе значительно выросла политическая конкуренция – за счет того, что гегемония «Единой России» стала уже не столь явной, а депутатами избрались представители иных политических сил. Как итог – Дума стала более демократичной, появилось больше дискуссий, дебатов, лучше стала работать система противовесов при голосовании, более глубоко идет обсуждение тех или иных вопросов перед их принятием. Поэтому – да, такие конструктивные споры стали отличительной чертой Воронежской городской Думы V созыва.

Беседовал Юрий Бабаян