Андрей Соболев: «Маловероятно, что передача городу части доходов по налогам увеличит их сборы»

В ближайшее время депутаты Воронежской городской Думы примут бюджет областного центра на следующий год. Каковы параметры главного финансового документа? На решение каких вопросов будет направлены средства муниципальной казны прежде всего? Какие сложности при ее формировании принесла существующая система межбюджетных отношений? На эти и другие актуальные вопросы отвечает председатель думской комиссии по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестициям Андрей Соболев.

– Андрей Иванович, завершился первый год работы Воронежской городской Думы V созыва. Какие основные вызовы стояли перед депутатами в этот период? Какие проблемы пришлось решать? Насколько успешным было их решение?

– Работа постоянной комиссии по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестициям в уходящем году была ориентирована на несколько важных составляющих.

Первая, традиционная – формирование доходной части бюджета. Оно проходило в условиях, когда упразднили налог на вмененный доход, ранее приносивший в городскую казну порядка 700-800 млн рублей ежегодно. Спрогнозировать доходы при переходе малого и среднего предпринимательства (МСП) на упрощенную систему налогообложения или на патентную систему уплаты налогов и выпадающие в связи с этим доходы было достаточно сложно. Чтобы нивелировать эту потерю, нам потребовалось определить приоритеты и выстроить совместно с мэрией диалог с правительством области по возмещению выпадающих доходов на переходном этапе. И считаю, что данная задача была успешно решена – нам не пришлось существенно увеличивать долговые обязательства городского бюджета.

Фактором, который существенно повлиял на принятия решений по вопросам экономики, стала пандемия. Режим самоизоляции, локдауны, остановка работы объектов торговли, сферы услуг достаточно серьезно ударил по предпринимателям в определенных отраслях экономики. Чтобы поддержать МСП, по всей стране регионы начали снижать местные налоги. Воронеж – не исключение, у нас также были реализованы так называемые «коронавирусные» льготы.

Комиссия совместно с экономическим блоком администрации разрабатывала собственные меры поддержки субъектов МСП в дополнение к федеральным и областным. Например, Воронежская городская Дума приняла решение об увеличении рассрочек по арендной плате за пользование муниципальным недвижимым имуществом. Велась также работа по уменьшению арендной платы для представителей малого и среднего бизнеса, работающих в торговых комплексах, путем последующей компенсации им затрат через налог на имущество. Эти решения в комплексе с федеральными и региональными мерами поддержки позволили относительно нивелировать потери субъектов МСП в достаточно сложный для всей экономики региона период.

При рассмотрении проекта бюджета депутаты всегда уделяют большое внимание обеспечению финансирования муниципальной адресной инвестиционной программы. Так, в бюджете на 2021 год за счет анализа источников его наполнения удалось увеличить доходную часть на сумму около 120 млн рублей. Эти средства пошли на строительство объектов социального назначения; проведение ремонтных работ и приобретение оборудования для учреждений образования; на содержание, капитальный ремонт, покупку инвентаря для детских спортивных школ и ремонт спортплощадок. По наказам избирателей проведено благоустройство дворов на территории округов, приобретено и установлено детское игровое оборудование.

– Как осуществлялось взаимодействие с исполнительными органами муниципальной власти? Насколько у комиссии в принципе налажен контакт с профильными сотрудниками горадминистрации? Существуют ли проблемы в этом взаимодействии?

– Взаимодействие реализуется на достаточно высоком профессиональном уровне. Помимо прямой работы депутаты участвуют в деятельности профильным комиссий, экспертного совета при администрации городского округа, где рассматриваются вопросы в том числе предоставления различных преференций как при реализации инвестпроектов на территории города, так и социально ориентированным предприятиям.

Отмечу, что профильные департаменты мэрии всегда прислушиваются и учитывают мнение депутатского корпуса, оперативно реагируют на замечания и принципиальные моменты. В свою очередь, все обращения, которые поступают от администрации городского округа относительно принятия каких-либо нормативных актов, рассматриваются Думой достаточно внимательно и скрупулезно с привлечением контрольно-счетной палаты города, подвергаются достаточно глубокому анализу. Мы хорошо понимаем, что принятие неверных экономических решений может иметь серьезные последствия для всех жителей города.

– В ближайшее время депутатам гордумы предстоит принимать бюджет Воронежа на 2022 г. Известны ли уже его приблизительные параметры и отличия от главного финансового документа текущего года?

– Параметры бюджета Воронежа на 2022 год, разумеется, уже известны. Общая сумма доходов составит 26 млрд рублей, из которых 11 млрд придется на налоговые и неналоговые, а оставшиеся без малого 15 млрд руб. – на безвозмездные поступления от других бюджетов. При этом расходы запланированы на уровне 26,6 млрд рублей, следовательно, дефицит составит 0,6 млрд рублей, или около 5,5 %. Но это предварительные цифры поступившего в городскую Думу бюджета. Нам предстоят общественные слушания, на которых каждый житель городского округа может высказать свои предложения по доходной и расходной составляющей бюджета городского округа. И до конца декабря депутатам городской думы совместно с КСП городского округа предстоит скрупулёзная работа  над проектом бюджета. Поэту не исключаю корректировку его параметров к моменту принятия.

В текущем году наша комиссия плотно занималась муниципальной программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Ведь на протяжении трех последних лет из городского бюджета не выделялось ни копейки на реализацию каких-либо форм их поддержки. В итоге в 2022 году администрация городского округи приступит к реализации реальной программы поддержки МСБ. В следующем году с регионального уровня нам выделят 5 % от доходов по упрощенной системе налогообложения, из которых часть (порядка 37 млн рублей) мы направим на реализацию мероприятий по поддержке МСБ: компенсацию части платежей по лизинговым операциям и банковской процентной ставке, а также на реализацию иных актуальных мер поддержки приоритетных направлений малого и среднего бизнеса.

Важный факт: в следующем году примерно на 1 млрд рублей вырастут по сравнению с текущим годом расходы на капитальное строительство как переходящих, так и вновь возводимых объектов.

Вслед за масштабной программой по ликвидации очередей в детские сады, которая уже в значительной степени успешно реализована, городские и областные власти сосредоточили внимание на строительстве новых общеобразовательных учреждений. В связи с этим второй отличительной чертой главного финансового документа, который нам предстоит принять, является то, что значительный объем средств – более 1 млрд рублей – будет направлен на возведение объектов образования (мега-школы на Московском проспекте, школ на улицах Остужева и Домостроителей и др.).

– Известно, что Воронеж получает менее 10% от налогов, собранных на территории города – остальные средства уходят в вышестоящие бюджеты, часть из них впоследствии возвращается в город в виде субсидий для финансирования реализуемых в городе федеральных и региональных проектов. Как Вы считаете, такая система Воронежу на руку, или городу было бы выгоднее оставлять бóльшую часть средств у себя, отказавшись от мер федеральной и региональной поддержки?

– Вопрос достаточно сложный, касающийся сферы межбюджетных отношений. Он затрагивает всю вертикаль – федерального, областного и муниципального уровня. Однозначно сказать, что передача городу части доходов по налогам как-то улучшит налоговое администрирование и увеличит сборы, нельзя. Это маловероятно. Налоговый доходы определяются развитием налоговой базы и не важно куда они поступают в связи с межбюджетными отношениями.

Межбюджетные отношения, которые на сегодняшний момент существуют, учитывают интересы города и определяются именно из особенностей исполнения муниципального бюджета в части выполнения всех полномочий. Они прежде всего касаются соблюдения параметров выплаты заработной платы в учреждениях соцсферы и необходимости обеспечения софинасирования строительства объектов социального назначения. Для всех данных полномочий мы находим поддержку на областном уровне и каких-либо сложностей в этом плане, как правило, не возникает.

В перспективе можно рассматривать вопрос возможной передачи части полномочий по отдельным видам местных налогов именно в комплексе со стимулированием органов местного самоуправления на развитие того же малого и среднего бизнеса. Передача доли доходов от упрощенной системы налогообложения на муниципальный уровень должно четко увязываться с обязательствами органов местного самоуправления по наращиванию налогооблагаемой базы от МСП. Это разумный подход, который мы поддерживаем.

– Строительство соцобъектов в Воронеже в последние годы идет высокими темпами – ликвидирована очередность в детские сады, подавляющее большинство городских школ перешло на работу в одну смену. Как Вы считаете, на каких направлениях социального строительства требуется сосредоточить внимание в Воронеже в ближайшие годы? Заложены ли уже эти планы в проект бюджета на следующий год?

– В проекте бюджета на 2022 год в рамках городской адресной инвестиционной программы предусмотрены средства на капитальное строительство массы объектов. Среди них, кроме трех названных выше образовательных учреждений, еще школа по ул. Покровская  (ЖК «Каштановый»), детский дошкольный образовательный центр на 600 мест
по Московскому проспекту, пристройка к МБОУ СОШ № 77 по пер. Звездный, 2 (микрорайон Масловка), реконструкция МБОУ СОШ № 45 по ул. 9 Января, физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа на территории МБОУ СОШ №83, а также «Музей Воздушно-Десантных войск».

Вообще, стоит сказать, что бюджет городского округа социально ориентирован – более 80 % средств направляются на реализацию муниципальных программ именно в социальной сфере.

– Если обратиться к кадровому составу и квалификации комиссии и Думы, насколько легче или сложнее работать со вновь избранными депутатами по направлениям городского развития в сравнении с теми, кто заседал в Думе IV созыва?

– Сравнивать кадровый состав и квалификацию коллег неправильно, некорректно и неэтично. Все депутаты, которые входят в бюджетную комиссию, имеют серьезный опыт работы в экономической сфере, знают особенности функционирования бюджетной сферы, поэтому им не приходится долго разъяснять какие-либо вопросы. Как правило, все депутаты, независимо от того, к какой партии они относятся, прежде всего рассматривают вопрос с точки зрения эффективности и целесообразности бюджетных вложений. Предлагают хорошие идеи и мысли в плане наращивания налоговых и неналоговых доходов городского бюджета.

Работать таким составом интересно! И я думаю, что те депутаты, которые выбрали нашу комиссию, реализуются в полной мере и смогут впоследствии отчитаться перед своими избирателями о той серьезной работе, которая ими выполняется.

– Какие еще знаковые для города вопросы предстоит решать депутатам Воронежской городской Думы в следующем году? Какие вызовы ожидаются как для Думы в целом, так и для комиссии в частности?

– Уже много лет в городском округе реализуется стратегия – «Воронеж — город без окраин». Поэтому приоритетом для размещения новых социальных объектов стали районы с наименее развитой социальной инфраструктурой – окраины, которые особо остро нуждались в школах и детских садах в шаговой доступности. В последние годы в этом направлении был сделан серьезный прорыв, и основные обращения жителей города сегодня практически не касаются социальной сферы, а в основном сосредоточены на иной проблеме – устройстве дорог с твердым покрытием, особенно на окраинах.

На сегодняшний день в Воронеже более 270 улиц не имеют дорог с твердым покрытием, что для миллионного города, считающегося столицей Черноземья, неприемлемо. В рамках бюджета 2022 года депутатский корпус будет добиваться разработки и реализации мероприятий по обустройству городских улиц и строительству асфальтированных дорог, там, где их на сегодняшний день просто нет. Это – наша, как мне видится, основная задача на ближайшие годы.

Беседовала Екатерина Ильина

Это интересно