Мелочи не бывает!: Терминалы безналичной оплаты проезда от Сбербанка появились в автобусах МКП «Воронежпассажиртранс»

Современные технологии – уже рядом: с 30 мая во всех автобусах муниципального перевозчика МКП «Воронежпассажиртранс» появилась возможность расплатиться за проезд по «безналу». Терминалы Сбербанка, позволяющие проводить транзакции в считанные секунды, установлены в салоне каждого из почти 200 автобусов предприятия. Нужны ли подобные нововведения и готовы ли горожане отказаться от привычного способа оплаты в пользу более быстрой – безналичной – технологии, выяснял корреспондент «Обозреватель.Врн».

Быстро и удобно 

На муниципальном предприятии «Воронежпассажиртранс», машинам которого выпало стать пионером системы эквайринга в пассажирском автотранспорте столицы Черноземья, к запуску проекта подготовились основательно. Автобусы большой вместимости тщательно отмыли, а салоны украсили воздушными шарами белого, зеленого и оранжевого цветов – повторяющих корпоративную символику Сбербанка. Преобразился и внешний вид техники: на борта нанесли рекламу системы безналичной оплаты, а в салонах развесили таблички с памятками по использованию оборудования.

Напомним, как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, право установки POS-терминалов в автобусах муниципального перевозчика ПАО Сбербанк получил, выиграв соответствующий конкурс в середине марта 2018 г. При этом финорганизация пошла на значительные материальные уступки для реализации проекта: при стартовой цене почти в 5 млн руб. банк согласился взять на себя выполнение контракта за 3,078 млн руб. За эту сумму подрядчик обязался реализовать проект «под ключ»: установить необходимое оборудование, подготовить программное обеспечение системы, а в перспективе до конца 2020 г. еще и обслуживать эти терминалы.

Впрочем, для Сбербанка эта инициатива будет уже не первым транспортным кейсом, реализованным совместно с мэрией Воронежа. Около 1,5 лет назад банк по итогам отбора заключил с МКП «Воронежпассажиртранс» контракт, предполагающий оборудование POS-терминалами всех троллейбусов организации. Теперь, как и предполагалось, сотрудничество финорганизации и муниципалитета дошло и до автомобильного пассажирского транспорта.

Так, в каждом автобусе «Воронежпассажиртранса» установлено по одному POS-терминалу для проведения безналичных платежей – возле водительского места. Такое расположение аппаратуры – не прихоть банка, а требование заказчика – администрации города. Логика проста: водитель должен иметь возможность контролировать работу терминала, но при этом не отвлекаться на наблюдение за оборудованием, а сосредоточиться на дорожной обстановке. Сама техника никаких хлопот тем, кто управляет автобусом, не доставляет: для оплаты проезда достаточно лишь нажать на зеленую клавишу и прислонить банковскую карту к терминалу. В итоге вся процедура занимает не более пары секунд и максимально удобна для пассажиров.

Без «медяков» 

Первыми нововведения апробировали участники торжественной церемонии запуска проекта: заместители Председателя Центрально-Черноземного банка (ЦЧБ) ПАО Сбербанк Александр Закурдаев и Денис Скребец, а также мэр Воронежа Вадим Кстенин.

Как подчеркнул управляющий Головным отделением по Воронежской области – заместитель Председателя ЦЧБ ПАО Сбербанк Денис Скребец, для использования терминалов подходят не только банковские карты (в том числе и бесконтактные) популярных систем Visa, MasterCard и МИР, но и различные гаджеты: то есть проезд можно оплатить с помощью телефона, «умных» часов или специального браслета. Единственное ограничение, с которым могут столкнуться пассажиры – некорректная работа карт Maestro. По словам руководителя, речь в данном случае идет о технологических сложностях: современные терминалы, установленные в автобусах «Воронежпассажиртранса», не требуют ввода пин-кода, что делает невозможным использование карт Maestro. Впрочем, веских поводов для расстройства у пассажиров нет: как заверил зампредседателя ЦЧБ, Сбербанк предлагает всем желающим заменить такие карточки на новые, современные варианты – бесконтактные карты МИР, причем совершенно бесплатно. Для обновления платежного инструмента достаточно обратиться в любое отделение Сбербанка в Воронеже.

– Безналичная оплата проезда в транспорте – современный сервис, необходимый для развивающегося города. Он надежен, удобен и в значительной мере повышает безопасность пассажирских перевозок – за счет того, что водитель не занимается работой с деньгами, а сосредоточен на дороге, – резюмировал Денис Скребец.

С коллегой согласился и заместитель Председателя Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Александр Закурдаев.

– Это шаг в направлении комфортного современного сервиса. Могу сказать как пассажир, который уже воспользовался новой системой: она действительно значительно ускоряет процесс оплаты – не нужно ждать, пока водитель отсчитает сдачу, да и мелочь в карманах, честно говоря, доставляет неудобства, – поделился впечатлениями руководитель.

Шаг первый, но не единственный 

О перспективах развития системы эквайринга в общественном транспорте столицы Черноземья рассказал мэр Воронежа Вадим Кстенин. Поблагодарив партнеров из Центрально-Черноземного банка, градоначальник подчеркнул: запуск безналичной оплаты проезда – только первый шаг в череде качественных изменений состояния транспортной инфраструктуры города-миллионника.

– Автоматизированная система оплаты проезда открывает принципиально новые возможности: например, по отслеживанию денежных потоков в транспортной сфере. Соответственно, повысится налогооблагаемая база – равно как и поступление доходов в бюджет, а за этот счет появится ресурс для развития профильной инфраструктуры, – пояснил Вадим Кстенин.

Следующим этапом станет внедрение безналичной оплаты проезда во всем пассажирском транспорте Воронежа – не только муниципальном, но и частном. Сроки запуска проекта уже определены: перевозчики установят необходимое для эквайринга оборудование до 1 августа 2018 г.

Впрочем, и на этом городские власти, как заверил глава областного центра, останавливаться не намерены. Вторым шагом в реализации общей концепции станет появление возможности расплачиваться за проезд с помощью различных транспортных приложений. А финальным аккордом при переходе к «цивилизованной системе оплаты» в транспорте должно стать создание всеобъемлющего продукта – например, единой транспортной карты.

– Понятно, что без стимулирования пассажиров к использованию безналичной системы оплаты проезда будет непросто: ведь если стоимость билета одинаковая, то каждый будет использовать тот вариант, который ему ближе. Единственный способ стимулировать людей осваивать «безнал» – сделать ценовой разрыв между разными формами оплаты. Мы обязательно будем прорабатывать данную тему, – подчеркнул Вадим Кстенин.

Однако дифференциация тарифа – вопрос будущего, а пассажиры автобусов и троллейбусов уже успели протестировать возможности эквайринга в транспорте. И остались довольны.

– Мне важна скорость: совершенно нет ни времени, ни желания стоять в очереди и ждать, пока водитель наберет сдачу! – рассказал студент Артем. – Пара минут иногда принципиально важна, так что лучше я потрачу их на нужные дела.

Мама годовалой малышки Елена тоже оценила скорость операции – правда, куда более серьезным «бонусом» для себя она считает возможность оплаты в одно касание.

– Когда ребенок устал и норовит выбраться из коляски, каждое движение на счету. И здесь важно, что не нужно отвлекаться на переговоры с водителем или ввод пин-кода: приложил карту или телефон к экрану – и свободен! – поделилась девушка.

В общем, в системе безналичной оплаты преимуществ содержится множество. Остается лишь выбрать, какое из них – ваше.

Ольга Маркелова