В ожидании коллапса

Воронежцы понемногу начинают возвращаться из отпусков в город. Еще недавно в дневные часы даже центр столицы Черноземья был практически пуст, а уже сегодня нет-нет, да и формируются пробки в привычных местах, а в автобусах становится все больше людей.

Конец августа – время для выхода из отпусков традиционное. Взрослые, возможно, еще понежились бы на морях недельку-другую, но детям категорически нужно возвращаться в школу, а студентам – в вузы. Поэтому многие подгадывают отпуска так, чтобы в последних числах лета вернуться в город и начать привычный забег по магазинам за канцтоварами и обновками к учебному году. Так было всегда, так есть и сейчас.

Однако прогнозирую: в этом году все будет еще куда более эпично, чем в прошлые годы. Центральные магистрали Воронежа встанут в сплошную пробку, какой город не видывал ранее при возвращении отпускников. И все потому что за уходящее лето в столице Черноземья произошли, на первый взгляд, незаметные, но очень важные инфраструктурные изменения, которые в корне изменят ситуацию на дорогах в этот период. Я сейчас – о появлении выделенных полос для общественного транспорта на Московском проспекте и ул. Плехановской.

Честно говоря, критиковать мэрию за подобный шаг не хочу – давно являюсь поборником дискриминации частного автотранспорта в угоду развития транспорта общественного. Иначе городу-миллионнику попросту не выжить. Но все подобные нововведения обычно приводят к временному хаосу в головах людей (и, как следствие, на дорогах), первые результаты которого будут видны именно сейчас, в момент финальных сборов к школе.

Почему я считаю, что традиционные августовские «предшкольные» метания приведут к временному коллапсу на улицах Воронежа? Тут – все просто. Магистраль «Плехановская – Московский проспект» является основной, по которой перемещаются жители самого густонаселенного микрорайона – Северного. По ней же осуществляется проезд к основным торговым объектам, задействованным в подготовке к новому учебному году: торговым центрам и крупным магазинам офисных принадлежностей. Никуда не денется и обычный трафик, не связанный с грядущим 1 сентября. Резко возросшее число машин с кратным увеличением количества их перемещений и создаст ситуацию, при которой оставшиеся для движения частного автотранспорта полосы автодороги встанут намертво.

Скажете, в выигрыше останутся те, кто поедет готовить свое чадо к школе на городских автобусах и троллейбусах? Увы. Наши люди предпочитают набирать все и сразу (и в последние дни, да-да). Следовательно, они просто не смогут увезти все накупленное в руках. И – будут вызывать такси. А такси у нас сегодня чаще всего – не такси как таковое, а просто обклеенный рекламой частный автотранспорт. Владельцам которого также будут приходить штрафы за движение по «выделенке». А потому стоять бедолагам придется в общей пробке так же, как тем, кто передвигается на личной машине.

Можно ли в принципе избежать транспортного коллапса при наступлении последних дней августа? В теории – можно. И без разницы, есть ли на наиболее оживленных магистралях выделенные полосы, или их нет. Для этого нужно немногое – просто закупать необходимые для детей товары постепенно в течение лета. Да, ребенок имеет свойство расти, поэтому школьную форму и другую одежду ему желательно приобретать буквально накануне торжественной линейки. Но тетради, ручки, дневники и прочее вполне можно закупить и в июне, и в июле – когда на них нет ажиотажного спроса, все имеется в наличии и – под боком. Тогда не придется часами стоять в пробках, пытаясь за день объехать с десяток магазинов.

Впрочем, этот способ – локальный, который поможет только не парализовать основную городскую магистраль на несколько летних дней. Решить же глобальную проблему заторов из-за выделенок он, увы, не в состоянии – пробки рассосутся лишь со временем, да и то – при условии последовательного проведения мэрией политики по развитию общественного транспорта, на который воронежцы захотели бы пересесть из личных авто.

Да и ради того, чтобы облегчить себе подготовку чада к школе, родители не пойдут на то, чтобы закупаться постепенно. У каждого ж всегда находится тысяча «железобетонных» причин, чтобы поступать именно так, как ему удобно, а не так, как удобно было бы всем. Отсюда и результат – неудобно в итоге никому.

Поэтому – ждем коллапса…

Юрий Бабаян