Гордое безмолвие

Почему оппозиционеры отказались от дебатов с представителем «ЕР»

Любопытная предвыборная коллизия недавно привлекла мое внимание. Не буду называть участников процесса, чтобы кто-нибудь не усмотрел в моем рассказе признаков предвыборной агитации. Но сама ситуация стоит не только того, что бы ее описали (а она уже получила огласку в социальных сетях), но и того, чтобы задаться некоторыми вопросами.

Сюжет таков: действующий депутат Государственной Думы от «Единой России», который баллотируется на новый срок, пригласил на дебаты своих конкурентов – кандидатов от других партий. Местом встречи должна была стать редакция местного СМИ, а само дело происходило в Борисоглебске. Трудно даже поверить, что оппозиционерам вдруг всем вместе и сразу так повезло! Это же они так часто обвиняли «партию власти» в нежелании участвовать в дебатах, в отказе вести открытый диалог, ну и тому подобное… И тут такая удача! «Единоросс» сам приглашает представителей четырех партий и дает им себя на растерзание. Рвите! По логике вещей оппозиционеры, коих заинтересованных оказалось четверо («СРЗР», ЛДПР, КПРФ, «Родина») должны были бы воспользоваться моментом по полной программе, и поступить с  беззащитным «единороссом» так, как и поступили бы серьезные политики: например, сравнять с асфальтом, уделать под орех, порвать как шарик шапку или тузик грелку – в зависимости от пристрастий самих оппозиционеров… Но ничего этого не произошло. Вместо дебатов четыре оппозиционных мушкетера засели в местном кафе.

Странно. Если так называемые оппозиционные партии хотят победить «Единую Россию», как они заявляют об этом на каждом шагу, то почему они не готовы вступать с ней в открытый спор? Тем более, когда кандидатов от оппозиции четверо, а «единоросс» всего один? Почему было не собраться и не задать ему животрепещущие вопросы про дорогую морковку и свеклу, например. Хоть я и не живу в Борисоглебске, но я тоже избиратель, и мне непонятно, почему депутата от «ЕР» не приложили лицом к кирпичной стене. Ладно, пусть с ценой на морковку как-то разобрались, и она, несчастная, лежит теперь на прилавках по малой цене. Но есть же и другие темы! Почему, например, так дорого стоит ежевика? До каких пор будет наблюдаться дефицит редиски на наших прилавках? Вы что – не обращали внимания?  А вот обратите – редиски в продаже мало, практически нет. Напрашивается вопрос: доколе? И кому его задавать, как не депутату от «ЕР»? Если он не ответит про ежевику и редиску – что он за депутат?

Ладно, мои фруктово-огородные запросы пусть останутся будут без ответов – переживем, и не такое терпели. Разлюблю я ежевику, черт с ней. Но кое-какие вещи все-таки хотелось бы прояснить.

Если оппозиция готова объединяться под одним общим знаменем против «Единой России», но почему же не использует шансы, которые идут в разгар предвыборной кампании прямо в руки? Почему так бездарно профукивает свои возможности задать партии власти неудобные вопросы? Крутится в голове шаловливая мыслишка о том, что оппозиционные партии сами боятся вопросов – да еще как! Можно же спросить коммунистов, почему они не провели референдум по пенсионной реформе? Можно. «Справедливой России» тоже можно напомнить об ее обещании отменить плату за коммунальный ремонт. И не важно – присоединилась к ней партия «За правду» или нет. Суть останется та же. Изменятся политтехнологи и источники финансирования, возможно, появятся новые лозунги. Но что в итоге? Никто из борцов за правду не построит ни одной новой школы, тут можно даже не гадать.

Участие в прямых дебатах неудобно тем, кто от них отказывается, и другого объяснения тут быть не может. Оппозиционеры, впрочем, сформулировали свой отказ тем, что не желают быть «статистами» в спектакле, устроенном «Единой Россией». Степень образованности оппозиционеров оценивать не мне, но хотелось бы напомнить, что статист – это тот участник спектакля, который выходит на сцену без слов. И маленькая деталь – выходит не бесплатно, статист – это такая же работа, просто очень «дешевая». И самое главное: кто не хочет быть статистом, никогда им не будет. А кто уже им является – виден и так, под каким бы флагом не ходил.

Алла Холденко