В фокусе внимания клиент – или гражданин? В ходе делового завтрака Сбера на ПМЭФ обсудили варианты перезагрузки стратегии модернизации экономики

В условиях отступающей пандемии коронавируса тема обязательного перезапуска экономики в России выходит на первый план. Одним из важных аспектов обновления станет модернизация существующей системы госуправления. Однако в чем важно пересмотреть подходы? Приоритетным для правительства должны стать интересы государства или граждан – по сути, его клиентов? Об этом эксперты из числа бизнесменов, высокопоставленных чиновников и представителей академической науки поговорили в ходе делового завтрака Сбера, организованного в пятницу, 4 июня, на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Ориентир на кого? 

Подобные бизнес-завтраки успели стать для ПМЭФ традиционными. Тему для обсуждения в этот раз руководство Сбера выбрало на основании опроса самих предпринимателей на полях форума – чтобы максимально точно и своевременно подготовить ответы на важные для них вопросы, благо, к участию во встрече были приглашены многие ключевые представители правительства. По словам президента, председателя правления Сбербанка Германа Грефа, выступившего модератором дискуссии, основными проблемами, волнующими представителей крупного бизнеса (а именно он участвует в форуме), стали перспективы модернизации экономики страны и самой системы госуправления, а также отличие действующего правительства Мишустина от предыдущих составов кабмина.

Судя по представленным Германом Грефом данным опросов, опасения простых жителей страны и бизнесменов не совпадают. Так, граждан, в основном, беспокоят вопросы здоровья и снижения доходов, одновременно с уверенным ростом социального неравенства и недоступностью некоторых товаров – в том числе, лекарств – в связи с их высокой стоимостью. Также жители признались в страхе получить отказ в бесплатной медпомощи, да и общее качество медицинских услуг в стране, как и системы образования, вызвало у наших соотечественников скепсис. Предприниматели, в свою очередь, основными сложностями и препятствиями видят коррупцию и чрезмерный контроль со стороны надзорных ведомств, санкции и политическую ситуацию в стране и мире, а также монополизацию и низкий уровень благосостояния жителей – что дает объективное отражение на деятельности предпринимателей.

Что можно сделать для того, чтобы улучшить ситуацию, избавив жителей и бизнес от опасений? В чьих интересах, в первую очередь, должно действовать правительство – ориентируясь на потребности человека или государства? Ответить на данный вопрос Герман Греф попросил участников встречи: согласно проведенному опросу, за вариант «Государство для человека» отдали голоса подавляющее большинство гостей – 89%. Подобное определение важнейших целей, по мнению президента Сбера, отражает принцип клиентоцентричности – она проникает в различные сферы деятельности, от госуправления до социума.

Вокруг клиента 

По мнению ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Владимира Мау, основная задача, стоящая перед правительством – это снятие возникшей неопределенности в обществе, обусловленной быстрыми темпами изменений технологических приоритетов. Так, если раньше они пересматривались от одного поколения к следующему, то в настоящий момент их скорость возросла в прогрессии. Соответственно, возрастает роль государства – оно должно стать инвестором последней инстанции. Правда, приоритеты в выделении средств из бюджета должны быть понятными с точки зрения периода окупаемости – давать пример бизнесу, опасающемуся инвестировать в длительные проекты. Подобными сферами обязательно становятся транспорт и социальная инфраструктура, цифровые сервисы и предложения. Также в этой точке появляется и приоритет клиентоцентричности – системе, в основе которой находится понимание интересов и желаний граждан, диалог с ними.

– По сути, правительство должно отвечать на запросы жителей, решать их проблемы и выстраивать свою работу вокруг клиентов – граждан страны, – отметил специалист.

В качестве основных приоритетов в деятельности правительства участники встречи по итогам второго проведенного опроса назвали предпринимательский климат, образование, реформу системы госуправления и обновление здравоохранения. Также важными аспектами благополучного развития государства политики и бизнесмены считают формирование цифровой модели предоставления услуг и развитие человеческого капитала.

Председатель комитета по бюджетам и налогам Госдумы, член «Единой России» Андрей Макаров пошел дальше: он подчеркнул, что без серьезного повышения качества жизни говорить о модернизации экономики и акцентирования внимания на создании человеческого капитала не представляется правильным.

– Простым повышением зарплат проблема не решается. Мы можем для IT-отрасли установить нулевые налоги, поднять доходы, однако без качества жизни в нашей стране Силиконовая долина для айтишников пока будет привлекательнее, чем Малаховка, – заверил парламентарий.

Цифровые приоритеты 

Основные предложения по поводу клиентоцентричности представили и действующие члены правительства – вице-премьеры Дмитрий Чернышенко, Дмитрий Григоренко, Александр Новак и Марат Хуснуллин, руководители важных министерств. Так, Дмитрий Григоренко анонсировал стратегию клиентоцентричности, в состав которой включили цифровизацию и приоритет обратной связи с россиянами, государственный HR и оказание поддержки в определенных жизненных ситуациях соотечественникам. В свою очередь, Марат Хуснуллин заявил о необходимости возводить до 1 млрд кв. м жилья и ускорить цикл инвестиций в строительной сфере на 30%.

Министр финансов России Антон Силуанов занял более осторожную позицию, призвав получателей эффективнее расходовать имеющиеся средства. А Дмитрий Чернышенко оценил в качестве одного из основных достижений наличие у правительства доступа к данным в режиме реального времени – соответственно, власти могут оперативно реагировать на изменения и вносить корректировки в программы и предложения.

По итогам обсуждения президент Сбера подчеркнул, что у правительства есть собственные подходы и инструментарий для трансформации системы госуправления и экономической ситуации.

– Два подхода отличают кардинально это правительство: клиентоцентричность, то есть ориентация на человека, и построение цифровой платформы как способ разрушить межведомственные барьеры. Когда государство начинает разговор с миссии, стратегии, ценностей и культуры – это залог успеха. Правительство начало свою работу с анонсирования ценностей и культуры – это очень важно. Меня впечатлила ясная и убежденная позиция: понятно, как будут делать и что будут делать, очевидны и сложности, с которыми придется столкнуться. Это меня очень сильно вдохновляет, – подчеркнул он.

Татьяна Омельченко