Сбер выявил порядка 130 схем кибермошенничества

На международной конференции «Кибербезопасность и проблемы борьбы с новыми видами киберпреступлений» заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов выступил с докладом о реализуемых в Сбере мероприятиях по борьбе с кибермошенничеством. Об этом в среду, 2 июня, сообщили в пресс-службе Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк.

По информации структуры, мероприятие с участием российских и зарубежных экспертов в области обеспечения безопасности информационного пространства из государственных национальных и зарубежных госструктур состоялось в преддверии Петербургского международного экономического форума. Его организацией занимались Российская секция Международной полицейской ассоциации (МПА) и Санкт-Петербургский Горный университет.

В своем выступлении Станислав Кузнецов презентовал специально разработанную «шпаргалку полицейского» с указанием компетенций правоохранителей по борьбе с киберпреступностью. Речь шла об используемых мошенниками устройств для совершения своих атак. Если 10 лет назад никто и не знал о IoT-устройствах, то в настоящее время крупные DDoS-атаки на организации осуществляются с помощью таких «умных помощников». Но на смену этим гаджетам придут новые технологии и тогда перед полицией возникнет необходимость решения более серьезных задач. Так, в будущем возможны атаки с помощью искусственного интеллекта, кража личности с использованием технологии Deepfake, а также через синтез изображений. В качестве наглядного примера Станислав Кузнецов показал работу технологии Deepfake, которая смоделировала фальшивое телефонное обращение президента российской секции МПА генерала-лейтенанта Юрия Жданова якобы для оплаты участия в международном форуме.

Спикер также подчеркнул, что только за последние полтора месяца Сбер на 30% снизил количество мошеннических атак на клиентов банка. При этом организация выявила порядка 130 схем, которыми пользуются мошенники для совершения киберпреступлений. Их удалось установить после внедрения Сбером уникальной системы фрод-мониторинга.  С ее помощью производится постоянный анализ совершаемых транзакций, отличая рисковые события от телекомов, действий сотрудников и операций в автоматизированных системах и нефинансовые операции. Система основана на построении алгоритмов искусственного интеллекта с использованием собственной графовой базы данных и графовой аналитики. Кроме того, антифрод действует на опережение при возникновении новых вызовов, в том числе для вывода новых страховых продуктов на рынок.

– Мировое сообщество признает, что кибератаки – это один из глобальных рисков, угрожающих человечеству сегодня. Об этом предупреждают эксперты Всемирного экономического форума, которые ежегодно публикуют доклад о глобальных рисках. Аналитики уверены, что киберпреступность и мошенничество в интернете так же опасны, как экологические катастрофы и необратимые климатические изменения, – подчеркнул Станислав Кузнецов.

Зампред Правления Сбербанка также отметил, что приоритетным направлением борьбы с кибермошенничеством является трансформация законодательства под современные реалии, создание экосистемы информационной безопасности, в том числе глобальный обмен данными с вовлечением значимых субъектов такой деятельности.

И – добавил, что в этой связи вызывают серьезные опасения методы давления преступников, применяемые ими по отношению к детям и подрастающему поколению.  Это важно, поскольку по статистике только 46 минут в среднем тратит родитель на беседы с ребенком о правилах информационной безопасности.   Когда мошенники сталкиваются с серьезной защитой систем государственных и бизнес-структур, то переключаются на обычных жителей страны. Согласно статистике за 2020 г. Россия оказалась первой среди других стран мира по совокупности совершенных кибератак с населением. Здесь учитывались и так называемые банковские зловреды, вирусы-шифровальщики, программы-майнеры, IoT-угрозы, атаки на веб-ресурсы.

По словам Станислава Кузнецова, в арсенале Сбера имеются необходимые знания, которыми организация готова поделиться, чтобы усилить защиту граждан от мошенничества. Такая кампания Сбером уже реализуется и направлена на обучение населения правилам информационной безопасности. Также Сбером разработаны специальные сервисы по проверке подозрительных номеров и веб-сайтов – они находятся в открытом доступе на сайте банка и в системе Сбербанк Онлайн.  Топ-менеджер Сбера отметил, что около 4,8 млн таких проверок россияне уже совершили, а число пользователей этих сервисов достигло 1,4 млн чел. Кроме того, обучающая программа Сбера была востребована у 32 млн пользователей.

Татьяна Соловьева

Это интересно