Партия «Новые люди»: Воронежские школы могут жить без ЕГЭ

Федеральный эксперт в области образования Артем Соловейчик встретился с воронежскими педагогами

В последнее время вопрос образования начал все чаще подниматься в совершенно разных сообществах. Его обсуждают научные деятели, правоохранители, педагоги и политики. Основатель российского педагогического движения «Школа – наше дело», руководитель и главный редактор издательского дома «1 сентября», а также руководитель комитета партии «Новые люди» по образованию Артем Соловейчик поделился своим взглядом на будущее системы образования в России.

По словам Артема Соловейчика, он решил пойти в политику, поскольку интересы школьников и педагогов невозможно защитить силами общественного движения. Идеи партии «Новые люди», их взгляды на образовательный процесс в России оказались популярному в педагогическом обществе эксперту близки.

– Я очень давно знаю основателя партии «Новые люди» Алексея Нечаева. Он сам пришел к ее созданию через достаточно длительный педагогический процесс, – пояснил общественный деятель.

Алексей Нечаев действительно много лет поддерживает благотворительный фонд «Капитаны», помогающий студентам в 12 регионах страны получить предпринимательское образование.

Свое мнение об образовании в России высказал заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор ВГПУ Евгений Белозерцев. По его словам, тему школы в современной России невозможно обсуждать без привязки к теме семьи. «Не о детях речь, а о нас самих», – пояснил профессор. С ним согласились и другие участники круглого стола, отметив, что образованность ребенка напрямую зависит от его окружения – как от семьи, так и от учителей, чья квалификация, к слову, иногда вызывает вопросы. Причин у низкого уровня преподавания несколько: низкие зарплаты в регионах, отсутствие мотивации, запредельные нагрузки и излишняя «зарегулированность» образовательного процесса.

Затронули участники круглого стола и тему учебников, по которым учатся современные дети. Присутствующие отметили, что некоторые учебники вообще не стоило бы допускать в продажу. Особенно остро вопрос обучающей литературы встает перед ЕГЭ – учебники попросту не дают той информации, которую выпускники видят впоследствии в экзаменационных бланках.

Тема ЕГЭ вызвала наиболее острую дикуссию. По мнению Артема Соловейчика, сотрудники Рособрнадзора продолжают работать так, как будто образование стоит на одном месте, при том, что система регулярно меняется.

– Сегодня можно жить без ЕГЭ – это подтвердило прошлое лето пандемии. Все выпускники тогда все равно поступили в вузы – были альтернативные пути для поступления. Я не раз заявлял, что, если не отменять, то уж точно переделать ЕГЭ нужно, и мы будем за это бороться, – подчеркнул Артем Симонович.

Также присутствующие обсудили методику обучения в российских школах. Артем Соловейчик отметил, что вместо того, чтобы воспитывать в детях ответственность, командный дух, доброту и отзывчивость, учителя и дирекция образовательных учреждений делают акцент на лидерстве.

– Учителям нужно научить всех детей, не ущемляя их достоинство, а мы делим их на способных и неспособных. Кто-то идет в элитную школу, кто-то нет, у кого-то сильный класс, у кого-то – нет. Огромное количество различных олимпиад, которые не учат стоять плечом к плечу, а воспитывают идею «надо быть лучше всех».

Представитель «Новых людей» обратил внимание присутствующих на то, что школы мало используют возможности, предоставляемые им действующим законодательством. Например, в части выполнения тех или иных требований, на поверку оказывающихся не обязательными, а рекомендательными. В частности – о проведении о всероссийских проверочных работ (ВПР).

– Проводить ВПР или нет – решает только сама школа, никто другой. В прошлом году в Москве несколько школ отказались от экзамена. И ничего страшного не произошло, – рассказал Артем Симонович.

При этом главный редактор легендарного ИД «1 сентября» уверен, что в центре образовательного процесса должен находиться не чиновник, не директор и даже не учитель, а – исключительно ученик. По словам педагога, положительный эффект от занятий в школах наступит лишь тогда, когда к люди поймут: все дети – разные, к ним нет единого подхода.

– Мы очень зашорены. Мы детей гоним по одному пути, а когда они делают другой выбор, становятся самостоятельными – нас это пугает. Все потому, что нам нужны «удобные» дети. Мы фантастически любим выращивать «удобных» людей, как и вся система образования. Но воспитывать самостоятельного ребенка – на это нужна большая смелость как родителей, так и учителей. Мы все заложники контроля, но верю, что это изменится, и мы этому поспособствуем, – отметил Артем Симонович.

И делать это эксперт планирует на уровне Госдумы. Как сообщалось ранее, Артем Соловейчик примет участие в выборах от партии «Новые люди».

Снежана Смольянинова