Станислав Кузнецов: «Разработки Сбера предотвращают мошенничество в 99% случаев»

Число жалоб клиентов Сбера на звонки телефонных мошенников в прошлом году в 30 раз превысило показатели 2017 г. и в два раза – 2019-го. Об этом в среду, 26 мая, в интервью ТАСС сообщил заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк Станислав Кузнецов.

По словам руководителя, за весь прошлый год в стране выявили свыше 15 млн попыток телефонных мошенников выудить деньги у доверчивых граждан. Только Сбербанк зарегистрировал в 2020 г. 3,7 млн жалоб клиентов на подобные факты. Этот показатель в два раза выше, чем годом ранее, и в 30 раз превышает уровень 2017 г. В среднем же сегодня ежесуточно гражданам совершается до 100 тыс. мошеннических звонков.

Разумеется, банки пытаются противодействовать этой ситуации и разрабатывают собственные программы, призванные защитить клиентов от действий преступников. Имеются подобные программы и механизмы и у Сбера. Здесь собрана масштабная база, включающая в себя телефонные номера мошенников, данные их банковских карт, ссылки на фишинговые сайты. Она пополняется в ежедневном режиме и значительно превышает по своему объему аналогичные своды у других заинтересованных структур. Эта база становится основой для функционирования разработок Сбера, позволяющих максимально снизить возможность доступа преступников к средствам, размещенным на счетах клиентов.

– Сегодня наши разработки в области выявления и предотвращения мошенничества позволяют добиться эффективности 99%, – отмечает Станислав Кузнецов. – Этот показатель один из лучших в мире. Добиться стопроцентного результата невозможно, потому что нельзя предотвратить хищения, когда человек сам снимает наличные деньги и относит их мошеннику.

Какие же разработки позволяют клиенту Сбера обезопасить себя от преступных посягательств на сбережения?

В первую очередь, это – сервис проверки входящих вызовов. Достаточно активировать его через раздел «Безопасность» в СберБанк Онлайн, и система начнет предупреждать, если входящий звонок поступит с номера, ранее отмеченного как мошеннический. Сегодня, говорит заместитель Председателя Правления банка, им воспользовалось уже около 1 млн чел., и среди них не оказалось никого, кто стал бы жертвой преступников.

Данный сервис, говорит Станислав Кузнецов, органично дополняет возможность для клиента передать информацию о звонке с мошенническим предложением. Ее обязательно проверяют, после чего номер звонившего пополняет базу, параллельно с чем данные передают сотовым операторам – чтобы они могли осуществить блокировку звонков с указанного телефонного номера.

К инструментам, позволяющим защититься от мошенников, руководитель также отнес возможность установить суточные лимиты на траты с карты, блокировку оплаты товаров и услуг в сети Интернет или в дистанционных каналах обслуживания, а также ряд других.

В то же время, отмечает заместитель Председателя Правления Сбербанка, мошенники тоже не стоят на месте и постоянно придумывают новые способы отъема средств у доверчивых россиян.

– Например, в последние пару недель стало «модно» звонить от имени некой специальной группы следователей, которая якобы расследует преступления государственной важности, – рассказывает он. – Вам предлагают принять участие в специальной операции и даже обещают потом наградить орденом. Жертву убеждают точно в указанное время подойти по определенному адресу, снять деньги и отнести их в другой банк. К сожалению, люди иногда этому верят.

Техническим же ухищрениям злоумышленников в Сбербанке удалось поставить достаточно серьезный заслон. Антифрод-платформа, на которую попадают все операции пользователей, анализирует каждый платеж по примерно тысяче различных параметров (геолокация, сумма платежа, «чистота» получателя, и т. д.), используя для этого специально разработанные математические модели. Они позволяют вывести степень аномальности каждого платежа для конкретного клиента и при наличии подозрений заблокировать перечисление средств. Ежедневно система, работающая в круглосуточном режиме, помогает блокировать до 3 тыс. подозрительных операций.

К этой платформе, отмечает Станислав Кузнецов, Сбер подключает своих партнеров и операторов связи. Все это позволило уже в истекшем периоде 2021 г. добиться 42-процентного снижения числа звонков мошенников клиентам Сбербанка. В то же время, говорит руководитель, преступники переключились на клиентов иных финансово-кредитных организаций, где, наоборот, отметился резкий рост подобного рода посягательств – сразу на 170% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.

– Поэтому пока рано говорить о смене тренда, и мы продолжаем сотрудничать с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, органами внутренних дел и законодательной властью для скорейшего принятия необходимых изменений в регулировании отрасли, – поясняет заместитель Председателя Правления Сбербанка.

По словам Станислава Кузнецова, активное взаимодействие с сотовыми операторами может в конечном итоге вообще искоренить телефонное мошенничество как явление. Операторы, уверен он, могут в одночасье снизить остроту проблемы на 70-80%. А с остальными 20-30% вполне по силам бороться силами служб безопасности банков, правоохранительных органов и структур, отвечающих за информирование населения.

Кроме этого, отметил руководитель и иную проблему, решать которую необходимо, в том числе, на законодательном уровне. Это – фишинг, с помощью которого злоумышленники совершают преступления финансового характера, а также крадут персональные данные россиян.

– Мы практически мгновенно выявляем фишинговые сайты, однако решение о том, чтобы заблокировать тот или иной сайт, в нашей стране принимают очень долго, – посетовал руководитель.

Иван Надвоицкий

Это интересно