Инь и янь цифровизации

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко, отвечающий за вопросы цифровизации, в своем интервью одному из центральных изданий подчеркнул: российское правительство не собирается внедрять в стране аналог китайского социального рейтинга. Постоянное расширение перечня госуслуг, оказываемых в электронном виде, большинством воспринимается как прогресс, как движение вперед. Пока люди не узнают об этой фишке цифровизации по-китайски…

Дмитрий Чернышенко в упомянутом интервью подробно рассказал о планах государства по расширению электронного документооборота: новых суперсервисах (получаемых «в один клик» комплексах услуг, которые требуются человеку в конкретной жизненной ситуации: например, при поступлении в вуз, оформлении материнского капитала), внедрении цифровых трудовых книжек, подключении к интернету небольших населенных пунктов и т.д.

Однако главным стало его заявление о том, что введение электронных паспортов переходит из плоскости обсуждения в плоскость реализации. Они будут работать по аналогии с банковскими картами, когда сам бумажный носитель не важен, а важно, сколько средств у тебя на счете… Или какие данные о тебе присутствуют на соответствующем государственном сервере. Причем удостоверять личность благодаря цифровому паспорту можно будет, как и в случае с е-банкингом, путем приложения пластиковой карточки или даже смартфона со скачанным приложением (мобильным идентификатором гражданина) к считывающему устройству. Само по себе все выглядит как удобное новшество.

Однако тот факт, что в электронный паспорт можно занести куда больше сведений, чем в бумажный, а при поднесении его к терминалу данные будут обрабатываться автоматически, не мог не породить вопрос об упомянутом китайском рейтинге. В Поднебесной на каждого гражданина ведется электронное досье, в котором отражаются полученные им поощрительные и штрафные баллы за положительное и отрицательное поведение, зафиксированное многочисленными устройствами слежения. Низкий социальный рейтинг, рассчитываемый на основе этих баллов, приводит к различным санкциям. Вам могут не продать билет в купейный вагон (только в плацкарт) за курение в неположенном месте. А задолженность по налогам может привести к тому, что вам вообще не продадут билет на поезд. Хуже того, итоговый социальный рейтинг может помешать вам устроиться на престижную работу или получить повышение по службе. Впрочем, добродетельное поведение, напротив, всему этому может поспособствовать.

Дмитрий Чернышенко ответил на щекотливый вопрос достаточно категорично:

– Нет, такую систему мы внедрять не планируем. Запуская цифровые государственные сервисы, мы преследуем единственную цель – улучшить качество жизни людей. Граждане доверяют нам свои персональные данные, и защитить их – важнейшая задача государства, иначе ни о каком удобстве и повышении качества жизни не может быть речи. Использовать персональные данные людей без их согласия в любых целях, в том числе для составления социальных рейтингов, государство не собирается.

И здесь вице-премьер высказался в полном соответствии с умонастроениями в нашем обществе. Ибо надо еще поискать того, кто поддержит идею перенять подобный опыт у нашего восточного соседа. А в Китае, как это ни удивительно, многие такую практику поддерживают. Дескать, это помогает нам быть добропорядочнее, бороться с собственными недостатками.

Давайте допустим крамольную мысль. Почему бы все-таки к китайскому «дао цифровизации» не присмотреться повнимательнее. Ведь в нем содержится прекрасный ответ на самый главный – по версии многих социологов – запрос наших граждан. Запрос на справедливость. Судите сами. Электронное досье формируется автоматически, невзирая на лица. Кто бы ни нарушил правила – чиновник, депутат или обычный гражданин, – штрафных баллов прилетит поровну. И повысить по службе какого-нибудь «фаворита» или «блатного» вместо трудяги начальству будет куда сложнее.

Только справедливость – это когда штрафные баллы начнут прилетать и нам самим, а не исключительно тем злодеям, которые, по-нашему мнению, этого только и заслужили. Ведь с китайским социальным рейтингом все, как в их концепции Инь-Янь: свет содержит в себе частицу тьмы, тьма – частицу света. Добиваемся полной социальной справедливости – уменьшаем степень собственной свободы.

Все-таки китайский опыт не для нас. Лучше будем доверять друг другу и государству безо всяких электронных систем по принуждению к добропорядочности.

Одно можно сказать наверняка: цифровые паспорта многим придутся по вкусу. Особенно тем, кто знает, что такое восстановить утерянный. И, возможно, нам даже не придется ждать до середины 2023 года. Ведь Воронежская область – согласно рейтингу качества оказания госуслуг в электронном виде в субъектах РФ, составленному по итогам прошлого года Минэкономразвитием, – находится на топовом 15 месте среди других регионов России с 69,95 баллами (первое место за Москвой – 87,81). Поэтому можем войти и в число пилотных территорий.

Андрей Черваков