Отказ от «транспортной деревни»: Воронежские общественники предложили потратить на новую маршрутную сеть более 6 млрд руб.

К 2020 г. в Воронеже должно остаться не более 85 маршрутов пассажирского транспорта – вместо существующих сейчас 112 направлений. Причем маршруты большинства автобусов будут кардинально отличаться от тех, которые уже стали привычными для горожан. Такие предложения содержатся в концепции организации новой транспортной сети Воронежа, презентованной представителями межрегионального общественного движения «Город и транспорт» 19 февраля.

По словам докладчика, сопредседателя воронежского отделения организации Юрия Новикова, необходимость переформатирования маршрутной сети уже давно стала требованием времени. Активисты обратили внимание на целый ряд минусов, сказывающихся на транспортном сообщении в областном центре: это и масса дублирующихся маршрутов на ключевых магистралях, из-за чего водители устраивают «гонки» на дорогах, и отсутствие четкого контроля над работой автобусов – особенно в отдаленных микрорайонах, где после 20:00 дожидаться транспорта приходится долго.

Представители объединения разработали собственную модель организации маршрутной сети в Воронеже, внедрить которую они предлагают в 2020 г. – как раз после окончания сроков действия договоров, заключенных между мэрией и перевозчиками в 2015 г.

Краеугольным камнем новой системы, разработанной общественниками, является создание магистрального транспорта – маршрутов автобусов, которые будут двигаться строго по выделенным полосам, или рельсовых линий (например, монорельса или обновленного городского трамвая). Понятно, что варианты значительно различаются между собой – как минимум по стоимости и сложности реализации – но есть объединяющий фактор: магистральный транспорт должен курсировать без пробок, вне зависимости от остального трафика. Это позволит воронежцам рассчитать время в пути (чтобы с точностью в пять минут знать, через сколько автобус от площади Ленина прибудет в Масловку), да и простаивать на остановках не придется. И сколь бы фантастичным ни казалось это предложение, затягивать с созданием подобных направлений, по мнению активистов, уже нельзя.

– Без такой системы город продолжит коллапсировать и стоять в 10-балльных пробках – и то ли еще будет! – уверен Юрий Новиков.

Магистральных линий разработчики прорисовали семь, для их обслуживания предлагается задействовать около 100 автобусов большой и особо большой вместимости (например, «гармошки»).

Важный момент, на котором также настаивают общественники – горожанам придется отказаться от привычного принципа поездок без пересадок. То есть маршруты типа 90-го, протяженность которого превышает 60 км, должны кануть в прошлое – по расчетам авторов модели, подобные варианты сообщения не являются экономически эффективными, да и самим пассажирам удобства не создают.

На смену нынешним маршрутам, пронизывающим Воронеж от одной окраины до другой, активисты предложили внедрить 76 «подвозящих» направлений: автобусы будут собирать пассажиров из внутриквартальных зон и частного сектора и довозить их к остановкам магистрального транспорта. Эти новые маршруты будут преимущественно короткими, с четким графиком движения, к тому же их создание позволит в разы увеличить транспортную доступность отдельных кварталов (жителям которых сегодня приходится либо долго ждать автобусов, либо просто выбираться к ближайшей востребованной остановке). А в центральной части города и Северном микрорайоне предлагается запустить преимущественно троллейбусные маршруты – всего 19 маршрутов (суммарно 190 единиц техники).

– На каждой улице должно быть не более 2-3 маршрутов, – считает Юрий Новиков. – Надо прекратить делать транспортную деревню внутри города.

Плюс к тому предусмотрено строительство 15 хабов (транспортных узлов), обеспечивающих состыковку магистральных и пригородных маршрутов. Фактически речь идет о крупных перехватывающих гейтах, закрывающих въезд в Воронеж «лишним» автобусам.

Надо признать, что планы общественников действительно поражают воображение – и даже не своим размахом, а ориентировочной стоимостью реализации. Так, по словам Юрия Новикова, только создание магистрального транспорта в областном центре потребует порядка 4-5 млрд руб., еще 1,8 млрд пойдет на обновление троллейбусного парка и техническое переоборудование линий. Да и возведение хабов – удовольствие дорогое: оно обойдется в 150-300 млн руб. Таким образом, общие затраты в проект превысят 6 млрд руб. – и это по самым скромным подсчетам. Понятно, что ни городской бюджет, ни областная казна такие расходы не потянут – так что реализовать эти амбициозные задумки можно только за счет инвесторов. А вот захотят ли частники вкладывать подобные суммы в проект, окупаемость которого едва ли станет соразмерной его грандиозности?

Татьяна Омельченко