Халява – приди!

Сложно представить себе ситуацию, в которой наш человек пройдет мимо откровенной халявы. Как же! Не за деньги или какую-либо услугу, а даром – перед таким немногие смогут устоять!

Легкая добыча людей привлекала давно – вне зависимости от того, к каким нациям, государствам или эпохам они относились. Однако именно у нас халява понимается как нечто должное, обязательное для присутствия в жизни. Дай хоть последнюю ненужную дрянь, но – обязательно на халяву! Ракетное топливо можем держать в квартире годами, не зная, зачем оно нам нужно, если удалось достать его за бесплатно. Впрочем, бог с ним, с ракетным топливом. Каждый, в конце концов, сходит с ума по-своему. Но когда любители дармовщины в целях ее получения начинают рисковать своим здоровьем – это уже вызывает большие вопросы.

Свежий пример – из Воронежа. Благодаря «медийно продвинутым» горожанам видео инцидента разлетелось по соцсетям и стало поводом для многочисленных обсуждений. Местные жители устроили настоящую баталию за готовую к утилизации просроченную продукцию из магазина, «подловив» сотрудника клининговой компании, которая хотела выбросить испортившиеся продукты в мусорный контейнер. Женщина какое-то время пыталась вразумить страждущих, но силы были явно неравны.

Здесь надо понимать, что «просрочка» – это не просто продукт, который нельзя выставлять на прилавок. У этого запрета есть очевидные обоснования. Ведь в какой-то момент продукты становятся попросту небезопасными для здоровья их употребляющего. Именно поэтому государство и ввело понятие срока годности. Так что халява в данном конкретном случае легко могла закончиться драматично и даже трагично.

Скажете, государство довело людей до такой степени обнищания, что они пухнут с голоду и, подобно опустившимся бомжам, готовы есть что угодно, лишь бы выжить? Как бы не так! Мужчина, набравший больше всего бесплатной и уже отнюдь не безопасной еды, погрузил ее в очень недешевый автомобиль. Можно, конечно, предположить, что на покупку машины у него ушли последние деньги, однако вряд ли. Причина та же – неуемное стремление ко всему дармовому, даже если денег – хоть известным местом ешь.

Думаете, единичный случай? Как бы ни так! Разве не приходится нам постоянно слышать истории о том, как кто-то подрался за последний дешевый пакет молока в магазине, своровал из гостиницы полотенца и тапочки или подстаканник из поезда! Скажете, это – не из той оперы, это – про сувениры? Если скажете, то и вы – тоже любители халявы. Потому что за сувениры в цивилизованном мире также требуется платить.

Является ли нежелание платить следствием невысоких доходов людей? Отнюдь! Могу вам пофамильно перечислить множество воронежцев, которые, хоть и живут более чем скромно, но никогда не подойдут к поддону с просрочкой, даже если вокруг нет людей. Самоуважение, знаете ли, от размера зарплаты не зависит. Биться смертным боем за бесплатное – это не про доходы, а про менталитет. Про ту его часть, которая стала уже хронической болезнью, передаваемой из поколения в поколение.

Она, к слову, имеет научное объяснение. Так, ученые интерпретируют тягу к тому, что «плохо лежит», как принцип стихийного завоевателя: быстро схватить добычу – халяву – пока ее не захватили другие. Такой подход был свойственен первобытнообщинному строю, в котором, видимо, до сих пор осталась достаточно серьезная часть наших соотечественников. А в этом строе еще не было многих сегодняшних нравственных понятий – того же самоуважения. Как нет его до сих пор у тех, кто в стремлении легкой наживы готов устраивать «петушиные бои» возле помойки рядом с продуктовым супермаркетом.

Елизавета Попова