Огня просили?

В Воронежской области с 15 апреля вступил в силу особый противопожарный режим – для жителей он означает целый список ограничений. И цель властей понятна и не вызывает споров – предотвратить возникновение массовых пожаров.

В первую очередь, от огня страдают леса и приближенные к ним территории – подтверждением тому служит ситуация, сложившаяся в области осенью 2020 г. Страшные пожары прокатились по всему региону, но особенно тяжелые – для человека, а не природы – последствия выпали Павловскому району. Сильное возгорание, начавшееся в одном из сел от рухнувшего от ветра столба с электрическими проводами, привело к настоящему ЧС – стихия оставила многих сельчан без домов и техники, жителей пришлось оперативно вывозить за пределы опасной зоны. Впрочем, уже на этой неделе опасная ситуация грозила повториться – правда, теперь не по вине инженерных сетей, а почти 100-процентно в связи с поджиганием сухой травы.

Понятно, что жителей области в один момент не переделать – традиция очищать земли весной от остатков прошлогодней травы и мусора появилась не вчера. Собственно, и до серьезных проблем в советское время подобные полевые работы не доводили, во всяком случае, массово и постоянно. Пожалуй, то ли изменение климатических условий, то ли отсутствие скота в том объеме стало определяющим фактором для страшных пожаров от безобидных хозяйственных мероприятий. Только сегодня стало очевидно – запрет использования открытого огня стало требованием времени, а не прихотью пожарных или чиновников.

Впрочем, и жителей понять легко – времени привести в должный вид участки до введения особого противопожарного режима у них часто нет. Погода не оставляет такой возможности – почти за неделю в области можно видеть полную смену весеннего сезона, от заморозков до серьезной жары. Правда, синоптики о подобных метаморфозах предупреждают, но это ведь невозможно – подчинить все планы погоде! Также важный аспект – отсутствие альтернатив эффективной ликвидации собранной травы и мусора, потому что ждать от сельчан и дачников одного лишь использования компостных ям несерьезно. И что делать людям – сжигать запрещено, хранить и перерабатывать долго, вывозить некуда… Да и банальная угроза для собственных участков никуда не делась – даже скосив траву, житель области должен ее куда-нибудь убрать, а куда?

Сейчас в МЧС справедливо негодуют и требуют от жителей отказаться от огня, грозят штрафами и ответственностью. Пожарные, безусловно, правы, только мало загнать людей в строгие рамки закона – им надо дать и возможность действовать. Так ли сложно организовать специализированные полигоны, оборудованные с точки зрения пожарной безопасности, для сжигания той же травы? Ответ на поверхности, достаточно желать его получить.

Татьяна Омельченко