Глава воронежского департамента экологии: «Замора рыбы в Усманке я не отрицаю»

В департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области о загрязнении стоками р. Усмань узнали из сообщений СМИ. Об этом корреспонденту «Обозреватель.Врн» сообщила руководитель департамента Наталья Ветер.

По словам главы подразделения, сотрудники департамента выехали на место, где было зафиксировано химическое отравление реки, 21 января – сразу после репортажа одного из СМИ.

– Мы узнали о сложившейся ситуации именно из СМИ, после чего в оперативном порядке выехали на место. Договор с федеральным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений» был заключен сразу, мы его подписываем в начале года для таких случаев. Первую пробу взяли на пяти участках – возле моста у въезда в заповедник, в с. Орлово, с. Новая Усмань, с. Бабяково, возле базы отдыха Веневитиново, – подчеркнула глава департамента экологии.

На резонансный вопрос о заморе рыбы Наталья Ветер ответила кратко – специалисты его не отрицают.

– Приехав на Усманку, замора не увидели, но это же не значит, что его не было. Да, за прошедшее время могло произойти все что угодно – в том числе, рыбу могло унести течением или ее забрали животные, – но если это масштабный замор, то где-то следы все же должны были сохраниться. Еще раз повторюсь, я не отрицаю замора рыбы или химического загрязнения, – отметила чиновница. – Когда мы взяли пробы, в воде было превышение концентрации вредных веществ, но не настолько значительное, как это можно было представить по сообщениям СМИ.

Напомним, что отравленная стоками река проходит по двум областям – Воронежской и Липецкой. За загрязнение Усманки сотрудники Росприроднадзора уже привлекли к административной ответственности ОГУП «Липецкоблводоканал» и ООО «Овощи Черноземья». В частности, «Липецкоблводоканал» оштрафовали на общую сумму 702,5 тыс. руб., «Овощи Черноземья» – на 550 тыс. руб. Воронежский департамент природных ресурсов и экологии, по словам его руководителя, активно взаимодействует по данному вопросу с липецкими коллегами.

– Чтобы разобраться в этом деле, было принято решение сформировать общую межведомственную рабочую группу. Хочу быть подальше от всех политических вопросов – мне важно просто разобраться, что происходит, – пояснила Ветер. – Вредные вещества поступили из Липецкой области, потому что на границе областей заповедник и эта территория свободна от производственных объектов.

Также Наталья Ветер отметила, что дело не собираются ставить на паузу – в департаменте продолжают разбираться в резонансной истории.

– Пробы воды брали регулярно – шесть раз, начиная с января, потом в феврале и в марте. Так, по результатам проб природных вод, отобранных 30 марта в контрольных точках, установлено снижение концентраций загрязняющих веществ в исследуемой воде. Последние пробы мы взяли 7 апреля, по их результатам картина будет более ясная. Отмечу, что помимо двух предприятий («Липецкоблводоканал» и «Овощи Черноземья» — прим. ред.), там же есть и сельхозугодья, с них загрязняющие вещества могут попасть в воду, – подчеркнула она.

Глава департамента отметила и тот факт, что периодически замор рыбы зимой происходит и в отсутствии загрязнений в воде.

– Полагать, что отравлено в водоеме буквально все, как говорилось в репортаже, инициированным ОНФ, я бы не стала. Ежегодно, если водоем покрывается ледяным слоем, замор рыбы присутствует, но это не значит, что живая среда погибает вся. Если мы проводим анализ проб по сравнению с прошлогодними замерами, то разница в концентрации вредных веществ присутствует, но довольно небольшая, – добавила Ветер.

Отметим, ранее на пресс-конференции в Доме журналистов Наталья Ветер сообщила, что в Усманке, не исключено, летом можно будет купаться. Однако с этим предположением не согласилась начальник научного отдела Воронежского государственного биосферного заповедника Наталья Ромашова. По мнению биолога, пляжи под Воронежем, скорее всего, в этом году функционировать не будут.

Снежана Смольянинова