Ведущее немецкое бизнес-издание оценило технологическую трансформацию Сбера

Ведущая немецкая деловая газета Die Welt выпустила материал, посвященный трансформации Сбера и его превращению из банка в крупнейшую технологическую компанию не только России, но и всей Восточной Европы. Статью издание опубликовало в понедельник, 29 марта.

По словам авторов публикации, сегодня Сбербанк является крупнейшим финансовым учреждением Восточной Европы, а в России нет человека, так или иначе не взаимодействующего с организацией. Клиентская база Сбера насчитывает 99 млн чел., или 70% населения РФ, а также 2,7 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ведущий деятельность в 18 странах банк имеет сегодня 14,2 тыс. отделений, обеспечивая работой 285 тыс. чел.

Кризисные явления в экономике России, отмечают журналисты Die Welt, только усилили позиции крупнейшего банка с государственным участием. Его устойчивость позволила сохранить и укрепить свои позиции и в «санкционном» 2014-м, и после падения цен на нефть. А в прошлом году Сбербанк пошел на самую значительную трансформацию в своей истории, став уже технологичной группой «с портфелем, который сложно представить на Западе».

Die Welt подробно расписывает, какие нефинансовые сервисы сегодня предлагает клиентам Сбер: доставки еды из ресторанов («Delivery Club») и магазинов («СберМаркет») телемедицины, перевозки посылок и товаров («СберЛогистика»), такси и каршеринга. Здесь же – порталы недвижимости и вакансий, облачные и платежные сервисы («SberPay»), онлайн-кинотеатр и сервис потоковой музыки, и т. д. Причем, подчеркивают в издании, в ряде проектов Сбер участвует вместе с другими игроками, что еще более повышает их устойчивость. Например, сервис «Сбер Еаптека» сегодня реализуется совместно с крупнейшей фармкомпанией, производителем вакцины от коронавируса «Спутник V». Некоторые же проекты реализуются совместно с Интернет-холдингом Mail.ru Group, что позволяет Сберу конкурировать с другим российским технологическим гигантом – «Яндексом».

Говоря о проведенной трансформации, журналисты немецкого издания связывают ее не только с позицией Кремля, которому требовался сверхмощный финансовый инструмент в виде Сбербанка, но и с личностью руководителя организации – бывшего главы Минэкономразвития Германа Грефа, которого авторы статьи назвали одним из самых умных и смелых представителей либерального крыла в российском истеблишменте.

Именно он изменил банк «с пыльной компании на современную сервисно-ориентированную». Благодаря его управлению Сбербанк в кризисных 2014-2015 гг. остался едва ли не единственным прибыльным банком в РФ, в 2019 г. получил доход на уровне 845 млрд руб., а в 2020-м, прошедшем под знаком пандемии коронавируса, сократил его только на 10%, да и то – из-за необходимости создания резервов на случай невыполнения обязательств по кредитам.

Трансформация Сбера в технологическую компанию, подчеркивают в Die Welt, вполне объяснима, учитывая особенности развития российского рынка, онлайн-направление которого развивается стремительно из-за тенденции страны к автономии по китайскому образцу. Это привело к тому, что технологичный сегмент здесь прирастает примерно на 33% в год – в 2019 г. он, например, в стоимостном выражении составил 31 млрд долларов США, что сопоставимо с показателями Индии – значительно более густонаселенной страны, чем Россия. При этом крупные компании в РФ не подвержены маргинализации или, тем более, поглощению транснациональными корпорациями.

Ozon, «Яндекс», «ВКонтакте», Teegram, и многие другие бренды, появившиеся и развившиеся в России, показывают, что онлайн-сегмент в стране имеет большие перспективы развития, чем и планирует воспользоваться Сбер. По прогнозам компании, к 2030 г. в его экосистеме на нефинансовые сервисы будет приходится уже 20-30% всего бизнеса, что позволит охватить услугами Сбера практически каждого жителя Российской Федерации.

Дмитрий Аксенов