Без пряника: За нарушение правил водителями воронежских маршруток ответят сотрудники муниципального учреждения?

Фото из группы «Подслушано у водителей Воронежа» в соцсети «Вконтакте»

Очередное ДТП с участием пассажирского транспорта произошло в воронежском микрорайоне Придонской утром 14 февраля. На узком участке возле пересечения ул. Защитников Родины и Крейзера столкнулись сразу два автобуса «ПАЗ» маршрутов №68 (принадлежит ООО «ВоронежПассажирТранс») и №17 (обслуживается единственным в областном центре муниципальным перевозчиком – с аналогичным названием).

По данным ГИБДД, в аварии никто не пострадал, однако не поделившие дорогу автобусы блокировали проезд по участку дороги неподалеку от железнодорожного переезда – в результате автомобилистам пришлось искать пути объезда, а на магистрали возникла пробка.

Впрочем, подобные случаи для областного центра – далеко не редкость: сообщения о ДТП, участниками (а то и виновниками) которых оказываются водители пассажирского транспорта, появляются в воронежских СМИ с незавидной регулярностью. И причина таких аварий зачастую кроется в том, что управляющие маршрутками водители банально не соблюдают правила дорожного движения: не выдерживают скоростной режим или дистанцию, устраивают «гонки» на магистралях, высаживают пассажиров во втором ряду, и т. д.

Любопытную в этой связи информацию озвучил 13 февраля на оперативном совещании в мэрии руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов. По его словам, в 2016 г. сотрудники МБУ «Центр организации дорожного движения» («ЦОДД») запротоколировали и направили на рассмотрение в ГИБДД 352 материала по нарушениям правил водителями пассажирского транспорта. На основании этих обращений 114 водителей были оштрафованы.

– При выявлении нарушений на основании материалов, представленных МБУ «ЦОДД», управление транспорта направляет руководителям предприятий-перевозчиков результаты проверок со сроками устранения всех выявленных нарушений, – подчеркнул Владимир Анисимов. – С этой же целью постоянно проводятся совещания с директорами транспортных предприятий, в том числе и с водителями, допустившими нарушения.

При этом в общей базе данных, содержащей сведения обо всех водителях городского пассажирского транспорта, насчитывается около 11 тыс. человек. Таким образом, несложно подсчитать, что в 2016 г. работники «ЦОДД» поймали на нарушениях всего 3,2% «маршрутчиков», а наказание понесли и вовсе 1,04% от общего их числа.

Неудивительно, что глава Воронежа Александр Гусев в адекватности подобной статистики усомнился – ведь понятно, что нарушений водители автобусов допускают куда больше, чем в итоге заносится в протоколы. Мэр остался недоволен тем, как сотрудники «ЦОДД» справились с обязанностями по контролю над работой водителей городского пассажирского транспорта

– С задачами, которые мы ставили, учреждение не справилось. Не знаю, чья это вина – руководителей или персонала. Мы не переломили ситуацию в части поведения водителей пассажирского транспорта на дорогах – видим, что есть масса нарушений, нам об этом говорят и жители, – заявил Александр Гусев. – К ответственности должно быть привлечено в 20, 30, а может, и в 100 раз больше водителей – потому что мы видим, что таких нарушителей, к сожалению, очень много.

Глава города поручил Владимиру Анисимову «подготовить предложения по исправлению ситуации в «ЦОДД»», в том числе и относительно руководящего состава учреждения.

Однако перекладывать всю ответственность за соблюдение водителями маршруток ПДД на плечи муниципальных контролеров будет как минимум не совсем справедливо. Ведь реально исправить ситуацию можно только при одном условии – если у чиновников будет реальная возможность повлиять на перевозчиков. Конечно, транспортные компании могут заменить конкретных нарушителей, но придут ли им на смену исключительно квалифицированные и вежливые водители? Вряд ли – иначе такое обновление все перевозчики давно бы повели самостоятельно, без всяких подсказок.

А пока реальный рычаг воздействия на транспортные компании – только отзыв лицензии и последующий разрыв контракта с мэрией. Но он – эфемерный: с 2015 г., когда были заключены действующие договоры на обслуживание маршрутов, лицензии не лишился ни один работающий в Воронеже перевозчик.

Татьяна Омельченко