Без права, но с правами: По Воронежской области ездят тысячи водителей-алкоголиков и наркоманов

123 иска о лишении жителей региона права на вождение транспортного средства и аннулировании разрешений на хранение и ношение оружия было подано органами прокуратуры Воронежской области в 2016 г. Речь, впрочем, идет о конкретных лицах – страдающих различными формами наркомании и алкоголизма. Соответствующую информацию распространила пресс-служба облпрокуратуры в понедельник, 13 февраля.

По сведению надзорного органа, все иски данной категории были судами удовлетворены.

– Работа на данном направлении продолжается, – отметили в ведомстве.

К слову, несколькими днями ранее официальный сайт региональной прокуратуры распространил пресс-релиз, согласно которому только с начала 2017 г. и только в Коминтерновском районе сотрудниками ведомства было подано 12 подобных исков в отношении местных жителей.

– Установлено, что на территории района проживают 12 граждан с диагнозом «пагубное употребление опия, каннабиноидов, амфетаминов, синдром зависимости от употребления нескольких наркотических веществ», имеющих водительские удостоверения и управляющие транспортными средствами, – отмечалось в сообщении. – Один из указанных граждан имеет право управления категории «D» – автомобилями, предназначенными для пассажирских перевозок и имеющими более 8 сидячих мест.

Все эти лица, поясняют в прокуратуре, состоят на диспансерном учете в Воронежском областном клиническом наркологическом диспансере.

В этой связи возникает вопрос: каким образом люди, имеющие законодательный запрет на управление транспортными средствами и обращение с оружием, получают соответствующие свидетельства?

– Варианта здесь может быть два, – поясняет корреспонденту «Обозреватель.Врн» главный внештатный нарколог Воронежской области, заместитель главврача ГУЗ «Воронежский областной клинический наркологический диспансер» Александр Орлов. – Первый – когда человек получил соответствующую справку до момента постановки на учет с наркологическим заболеванием. Второй – если он получил соответствующий документ в период с 2008 по 2013 гг., когда справки выдавались многочисленными частными врачебными комиссиями.

После этого момента, отмечает специалист, получить документ – хоть водительский, хоть на оружие – без прохождения освидетельствования в государственном учреждении здравоохранения стало невозможно. Но целый ряд лиц, обзаведшихся документами обходными путями в то время, до сих пор пользуется ранее полученными правами и разрешениями – несмотря на фактический запрет.

Что интересно: наркологический диспансер не может передать в правоохранительные органы сведения о лицах, состоящих на учете – их персональные данные защищены сразу тремя федеральными законами. Соответствующие данные могут быть предоставлены, в лучшем случае, прокурору в рамках прокурорского надзора.

– Например, прошел человек через медицинское освидетельствование с диагнозом «опьянение» или через судебно-психиатрическую экспертизу с наркологическим диагнозом – и прокуратура уже получает право на законных основаниях запросить у нас сведения на конкретное лицо, – говорит Александр Орлов. – И мы регулярно предоставляем информацию по подобным запросам.

Как отмечает Александр Викторович, проблема с наличием разрешений на хранение и ношение оружия у лиц с разными формами алкогольной и наркотической зависимости для Воронежской области сегодня стоит не столь остро – в недавнем прошлом органы прокуратуры совместно с государственными учреждениями здравоохранения провели в основном сверку имеющихся списков, и люди, владевшие оружием на незаконных основаниях, потеряли право на обращение с ним. Однако с водителями ситуация обстоит куда серьезнее.

Приведем только несколько цифр. Только за 2016 г. в регионе было поставлено на учет 5,9 тыс. чел. с наркологическими диагнозами, не позволяющими управлять транспортными средствами, а также хранить оружие. В то же время, было выдано примерно 4 тыс. справок на хранение и ношение оружия, а также свыше 83 тыс. «водительских» справок.

Можно предположить, что в прошлые годы (в том числе, в 2008-2013 гг., когда справки на управление транспортными средствами выдавались частными врачебными комиссиями) данные показатели были сопоставимыми. Учитывая соразмерные же с прошлогодними (123 человека) цифры лишения наркологических больных соответствующих прав и разрешений по искам прокуратуры, можно только предполагать, сколько алкоголиков и наркоманов сегодня все еще свободно передвигаются за рулем. Предполагать и ужасаться…

Юрий Бабаян