Командный голос. Какие ключевые изменения внесли в Регламент Воронежской гордумы

Работа любой организации или конкретного специалиста строится в соответствии с регламентом – набором правил и инструкций, которые помогают понять порядок действий в конкретной ситуации. Аналогичный документ определяет и деятельность Воронежской городской Думы – от ключевых решений, таких как избрание председателя горпарламента и его заместителей, до правовых аспектов при рассмотрении вопросов на профильных комиссиях. Однако регламент, как и любой важный алгоритм, требует обновления – с необходимостью учитывать современные реалии и меняющуюся конъюнктуру.

Очередные поправки – к слову, 23-е по счету – в документ внесли депутаты муниципального парламента на прошедшем заседании. В чем основной смысл корректировок, на какие сферы деятельности гордумы они окажут влияние и для чего нужны в принципе – в материале портала «Обозреватель.Врн».

Разделить ответственность

Поводом для рассмотрения нового пакета изменений в Регламент гордумы – к слову, вполне способных оказать серьезное влияние на работу представительного органа – стала инициатива лидера фракции «Единой России» в горпарламенте Романа Жогова. Документ предполагает довольно серьезное расширение полномочий фракций городской Думы по целому спектру вопросов ее деятельности. Одной из ключевых поправок стало предоставление партийным объединениям права выдвигать кандидатов буквально на все выборные должности. Так, если раньше предлагать коллегам претендента на должность одного из вице-спикеров мог только сам председатель горпарламента (а депутатам оставалось лишь поддержать или отклонить выдвиженца), то теперь аналогичное право получили и фракции. Соответственно, количество вариантов для голосования теоретически может вырасти в разы – только в настоящий момент в составе гордумы действуют сразу пять фракций. И каждая из них на законных основаниях предложить своих сторонников на посты вице-спикеров. А соревновательность, как нередко говорят маститые политики, – обязательный элемент эффективного управленческой модели.

Кроме того, партийные объединения смогут озвучивать свои предложения и по менее статусным должностям – председателей постоянных комиссий горпарламента, их заместителей и персональному составу данных структур. При этом принимать решение о выдвижении народные избранники будут, «исходя из личного желания и компетенций депутатов».

Дополнительно фракции наделили и другими полномочиями – вносить предложения по составу счетных комиссий при проведении открытого или тайного голосования. Опять же ранее подобным правом партийные объединения не обладали, а инициатива исходила от спикера. Одновременно расширится и число участников счетных комиссий – с традиционных трех парламентариев до максимум пяти.

«Усиление роли фракций в деятельности городской Думы позволит поднять качество принимаемых решений, облегчит поиск компромиссов и консенсуса по важнейшим вопросам нормотворчества и текущей повестки, – подчеркнуто в пояснительной записке к проекту нормативного акта. – Также подобное изменение направлено на то, чтобы упорядочить и повысить уровень открытости, демократичности процедуры формирования постоянных комиссий, проведения тайного голосования, легитимности принятых решений и итогов голосования».

Быстрее, чаще, проще

Согласно принятому документу, предложенные поправки предоставили фракциям и другие возможности, которых ни в одной редакции Регламента за партийными группами закреплено не было. Пример тому – право инициировать собрания представительного органа, то есть Совета гордумы. Единственное ограничение, которое необходимо соблюсти – предложение фракции должны поддержать не менее девяти депутатов, причем совершенно не обязательно, чтобы они относились к одному политическому движению.

«Совет городской Думы является важнейшим коллегиальным органом управления горпарламента, определяющим текущую повестку и формирующим правотворческий план работы гордумы. Представленным проектом предлагается установить четкий порядок проведения заседаний Совета гордумы, с привязкой к срокам, расширяется круг субъектов, имеющих право инициировать подобные заседания», – отмечено в документе.

В частности, корректировки предполагают сокращение срока для назначения внеочередного заседания гордумы – даже если оно приходится на период депутатских каникул. Причина подобной инициативы заключается в том, что вынесенные на подобное заседание вопросы могут требовать оперативного принятия решения. По мнению разработчика проекта, установление даты внеочередного заседания до одной недели с момента подачи подобной заявки (а не двух, как было настоящего времени) «позволит более оперативно отреагировать» на возникшие обстоятельства, которые и потребовали созыва заседания.

Принятые корректировки, к слову, дополнительно предоставили фракциям право инициировать проведение депутатских слушаний, если предложение поддержали не менее девяти парламентариев. Параллельно народные избранники решили уменьшить число своих коллег, которое необходимого для запуска процедуры депутатских слушаний – с 12 до 9 человек. Соответственно, добиться проведения дополнительных обсуждений по различным острым темам – даже исключительно в стенах горпарламента, как это было с проектом нового Генплана Воронежа, – станет проще.

Татьяна Омельченко