«Бомба замедленного действия»: Воронежские чиновники и бизнесмены обвинили в болезнях животных рядовых крестьян
Бомбой замедленного действия окрестил сохранение личных подсобных хозяйств (ЛПХ) руководитель проекта «Рамонская индейка» Дмитрий Остроушко. Об этом в пятницу, 3 февраля, сообщил официальный сайт Торгово-промышленной палаты (ТПП) Воронежской области.
В сообщении, касающемся прошедшего на днях в ТПП круглого стола по теме обеспечения ветеринарного благополучия, отмечается: предприниматель уверен в том, что «именно оттуда (ЛПХ – ред.) распространяются самые опасные инфекционные заболевания, из-за которых уничтожается поголовье и крупных промышленных комплексов, и населения.
Что же такое «бомбоподобное» кроется в ЛПХ, пояснил замруководителя регионального управления Россельхознадзора Дмитрий Изюмов. По его словам, «представление сведений о количестве поголовья для населения носит добровольный характер и только 20% граждан представляют достоверные сведения о наличии животных в хозяйстве. Эти же 20% соблюдают правила убоя и перемещения животных. Остальные скрывают поголовье, не обеспечивают надлежащее ветеринарное сопровождение, не представляют информации о падеже и убое».
Чем это может угрожает, в частности, Воронежской области? Тем, что регион уже признан неблагополучным по нескольким заболеваниям животных – африканской чуме свиней и модулярному дерматиту КРС. А в дальнейшем, отмечает пресс-служба ТПП, области грозит получение статуса неблагополучной еще по целому ряду заболеваний животных, в том числе общих с человеком.
Что означает данный статус? То, что производители региона не смогут реализовывать продукцию на внутреннем и внешнем рынках, им придется платить совершенно иные тарифы на страхование и пр., они понесут огромный ущерб (вместе с экономикой региона), и т. д., и т. п. Разве ж не бомба?!
А председатель совета директоров ГК «Агроэко» Владимир Маслов отметил: ни одна система защиты, «биобезопасности», не может противостоять такому запредельному уровню инфекционного давления на среду – вирусы инфекционных заболеваний повсюду (на подворьях, на свалках, на дорогах, на транспорте, на одежде людей). В этой ситуации должны быть принята генеральная линия на ветеринарное благополучие территории.
Маслову в этом плане можно верить: на его фермах в последние годы дважды регистрировалась вспышка африканской чумы свиней, а общее количество уничтоженных в результате ветеринарных мероприятий животных превысило 80 тыс. Но что означает в его понимании «генеральная линия на ветеринарное благополучие животных»? Поголовный запрет для частников заниматься животноводством, чтобы не множить вирусы «на подворьях, на свалках, на дорогах, на транспорте, на одежде людей»?
Безусловно, мнения, звучавшие в ходе круглого стола, справедливо показывали: болезни животных действительно угрожают развитию животноводства в регионе. Особенно – в крупных предприятиях. И столь же безусловно, что крупные предприятия очень хотели бы изжить животноводство в частных подворьях – чтобы, во-первых, устранить конкурентов, а во-вторых, увеличить собственную клиентскую базу за счет вчерашних владельцев подворий.
Однако возникает вопрос: насколько улучшится ситуация с заболеваниями животных, если производить говядину и свинину в Воронежской области станут исключительно на животноводческих комплексах? Будут ли юридические лица выполнять все разработанные и принятые правила и предписания?
Верится с трудом, и вот почему. Как отмечал в ходе заседания круглого стола межрайонный природоохранный прокурор Алексей Сапрыкин, в ходе проведенных ведомством проверок ферм, занимающихся мясным и молочным скотоводством, было выявлено множество нарушений, в т.ч. в части содержания животных на неогороженной территории, утилизации биологических отходов. Из 27 проверенных и получивших предписания субъектов только треть исполнила требования прокуратуры, 2/3 субъектов не устранили выявленные нарушения.
Если сопоставить данные, то получится, что только 33% сельхозорганизаций сегодня выполняют предъявляемые к ним требования. Остальные две трети – беззастенчиво их игнорируют. И – обвиняют во всех своих невзгодах частников.
Для бизнеса это – объяснимо. Для ТПП, по сути, служащей для отстаивания интересов бизнеса, тоже. Однако почему в последнее время с ними в унисон все чаще «поют» представители власти?..
Юрий Бабаян