И снова с дефицитом. С воронежцами обсудили проект бюджета города на 2021 год

Публичные слушания, посвященные проекту бюджета Воронежа на 2021 год и последующие два года, прошли в большом зале гордумы в среду, 16 декабря. Даже строгие ограничения, связанные с угрозой распространения коронавируса – а может, вопреки им – не помешали десяткам жителей областного центра, депутатам и многим общественникам присоединиться к обсуждению главного финдокумента Воронежа.

Динамика роста 

Открыла мероприятие по давно заведенной традиции руководитель финансового блока горадминистрации Елена Муромцева. Она представила участникам слушаний ключевые параметры бюджета областного центра на следующий год и плановый период 2022-2023 гг. Доходная часть городской казны составит 22,408 млрд руб., а расходная предполагается в размере 23,088 млрд руб. Соответственно, бюджет, как и в прошлые годы, сверстан с дефицитом – на уровне 680 млн руб., или 7,3% от собственных доходов муниципалитета.

Елена Муромцева подробно расписала источники формирования доходов города. Так, общий объем собственных средств муниципальной казны прогнозируют в размере 9,364 млрд руб., при этом подавляющую часть поступлений в бюджет города обеспечивают налоговые платежи – они составляют 8,181 млрд руб. На не связанные с обязательными перечислениями от жителей и компаний средствами в проекте казны областного центра приходится еще 1,183 млрд руб. Правда, основные средства муниципалитету направляют из федерального и регионального бюджетов – доля этих ассигнований превышает половину всех доходов Воронежа и составляет 13,044 млрд руб.

Отметим, что понять динамику бюджетной политики города реально, только сравнив основные характеристики главного финдокумента Воронежа за последние годы. И вывод напрашивается простой: казна ежегодно прирастает серьезными суммами. Судите сами: доходы муниципалитета на 2020 г. (при принятии бюджета) были запланированы на уровне 21,463 млрд руб., расходы – 22,068 млрд руб., дефицит должен был достигнуть 605 млн руб. Параметры казны на 2019 г. были еще более скромными: доходная часть составляла 17,54 млрд руб., затраты – 17,86 млрд руб., дефицит – 322,9 млн руб. А при подготовке бюджета на 2018 г. чиновники предусмотрели куда меньшие ассигнования: доходы в размере 16,238 млрд руб., расходы – 16,273 млрд руб. При этом финдокумент тоже был сверстан с дефицитом – однако небольшим, всего в 34,3 млн руб.

Надо сказать, что на плановый период 2022 и 2023 гг. городские власти рассчитывают не снижать темпов роста. Так, предполагаемые показатели по доходам в 2022 г. составляют 23,166 млрд руб., по расходам – 23,858 млрд руб., а в 2023 г. данные параметры должны сохраниться примерно на том же уровне – поступления в объеме 23,138 млрд руб. и затраты – 23,857 млрд руб.

Всем по потребностям 

Елена Муромцева при пояснении главных направлений расходования средств подчеркнула, что одной из самых затратных программ станет развитие образования. Так, на финансирование данной сферы в бюджете заложили 14,427 млрд руб., при этом в последующие годы предусмотрено повышение размера этих ассигнований – до 15,417 млрд руб. в 2022 г. и до 14,867 млрд руб. в 2023 г.

Подобную тенденцию глава управления финансово-бюджетной политики мэрии столицы Черноземья связала с постоянным ростом собственных расходов города. По ее словам, дополнительные средства требуются, в первую очередь, на содержание различных учреждений соцсферы, количество которых увеличивается ежегодно – с открытием новых школ и детских садов, организаций культуры и физкультурно-оздоровительных комплексов.

Руководитель финблока привела и несколько важных примеров объектов, к возведению которых мэрия Воронежа готовится приступить в следующем году. В их числе – «мегашкола» на пересечении Московского проспекта и ул. Ломоносова, на территории социального узла, а также создание трех детских садов в разных районах областного центра.

Впрочем, расходы городской казны не ограничились только соцсферой. Серьезные средства – около 830 млн руб. в 2021 г. с последующим ростом до 860,6 млн руб. в 2023 г. – направят и на систему ЖКХ. Кроме того, в документе нашлось место – и деньги – на софинансирование различных проектов, основную часть затрат по которым распределят между собой бюджеты федерации и региона.

– Проект бюджета города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов традиционно сохранил свою социальную направленность. Так, он в полном объеме учитывает все первоочередные социально-защищенные расходы – на оплату труда бюджетников с начислениями, на коммунальные услуги и покупку продуктов для учреждений соцсферы, на межбюджетные трансферты по предоставлению льгот малообеспеченным гражданам по оплате услуг ЖКХ, – пояснила Елена Муромцева. – Также проект предусматривает и софинансирование с бюджетами вышестоящих уровней, в том числе, и в рамках нацпроектов.

Представленный документ глава финблока мэрии охарактеризовала как сбалансированный и реальный в исполнении.

Бюджет как повод 

После презентации проекта в исполнении Елены Муромцевой возможность представить свои замечания и задать вопросы получили участники слушаний – около 30 человек. При последовавшем обсуждении темы поднимались разного плана: от выделения необходимых средств на развитие городского хозяйства и дорожной сети Воронежа, модернизации транспортной сферы до строительства новых соцобъектов и проведения «мусорной» реформы.

Традиционно участников слушаний не слишком волновали конкретные параметры бюджета города и их распределение по статьям. Многие жители пришли на слушания с одной целью – озвучить наболевший вопрос и если не добиться положительного решения, то хотя бы немного встряхнуть чиновников.

Опять же никакого сюрприза не было в выступлении представителей горожан, проживающих по ул. Ломоносова. Правда, если в прошлые годы местные активисты требовали от властей решить проблему со строительством школы в микрорайоне, то теперь тематика вопроса немного изменилась. Построить школу – упоминавшийся мегаобъект на 2,6 тыс. человек – чиновники пообещали, так что внимание горожан сместилось на состояние школы № 20, которой необходим значительный ремонт. Однако добиться своего активисты не смогли: представители горадминистрации напомнили жителям, что образовательное учреждение размещено в здании, которое имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Соответственно, ремонта этой школе ждать, по всей видимости, предстоит еще долго.

По итогам обсуждений проект бюджета города на 2021 г. представят на рассмотрение депутатов гордумы. Именно они будут решать, достаточно ли финдокумент подготовлен для принятия и утверждения в качестве основного финансового закона миллионника.

Ольга Маркелова