Объем сделок на складском рынке недвижимости России вырос в пять раз

Согласно исследованию «Коммерческая недвижимость. Адаптация бизнес-моделей», проведенного Сбером, превалирующее число сделок с недвижимостью в коммерческом секторе продемонстрировали складские помещения. Указанные объекты показали наибольшую устойчивость к экономическим потрясениям 2020 г., сообщили в пресс-службе Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк во вторник, 15 декабря.

По информации структуры, за I полугодие текущего года объем ввода объектов складской недвижимости во всех регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, достиг 354 тыс. кв. м, что в 2,3 раза больше, чем в среднем за предыдущие годы. При этом около 40-60 % таких объектов были законтрактованы к моменту их ввода в эксплуатацию.

Как отметили в компании по продаже коммерческой недвижимости Colliers International, до конца этого года прогнозируется ввод 430 тыс. кв. м складов, из которых 190 тыс. кв. м «заточены» под требования заказчика в формате build-to-suit.

Аналитики Сбера подчеркнули, что объем сделок со складской недвижимостью в первом полугодии текущего года достиг своего максимума за последнее время, превысив в 4,7 раза аналогичные показатели прошлого года. Их востребованность обусловлена тем, что в настоящее время розничная торговля нацелена на современную двухуровневую систему организации логистики, преимущественно состоящей из межрегиональных логистических хабов или складов «последней мили», более компактных и расположенных ближе к потребителям.

Несмотря на то, что в регионах страны наблюдается активный рост сделок со складской недвижимостью, в Москве, наоборот, уровень вакантных площадей снизился до 3,7% к началу 2020 г. Однако уже концу текущего года ситуация на этом рынке должна стабилизироваться за счет новых проектов, реализуемых как раз под определенного заказчика (built-to-suit/built-to-rent).

При этом совокупный спрос со стороны основной категории заказчиков – розничной торговли, логистических и производственных компаний – сократился в январе-сентябре 2020 г. на 44% год к году. Зато в сегменте онлайн-ретейла вырос на 6%, став главным драйвером совершения сделок со складской недвижимостью. К примеру, объем сделок по аренде и покупке складов здесь увеличился с 85 тыс. кв. м за девять месяцев 2019 г. до 525 тыс. кв. м за девять месяцев текущего года. Это позволило нарастить долю сегмента онлайн-торговли на рынке складской недвижимости московского региона до 47%.

– Основным драйвером спроса на складские помещения стали крупные онлайн-ретейлеры, столкнувшиеся со взрывным ростом объема заказов в период пандемии. 73% совокупного спроса на рынке складской недвижимости обеспечили операторы розничной торговли, в том числе 21% пришелся на онлайн-магазины. Именно этот сегмент является самым сильным драйвером отрасли – как в текущем году на фоне ограничений, связанных с пандемией коронавируса, так и в долгосрочной перспективе, – подчеркнул заместитель Председателя Правления Сбербанка Анатолий Попов.

Руководитель добавил, что общемировой тренд по усилению роди складской недвижимости при ведении бизнеса становится характерен и для России. Это выразилось в более быстром снижении ставок капитализации и рекордном притоке инвестиций в сегмент.

Отметим, что пандемия коронавируса внесла свои коррективы в формирование рынка офисной недвижимости, которая в течение последних лет показывала ограниченный объем введения новых платежей. Так, популярность набрала услуга коворкинга или, по-другому, аренда рабочего места. Правда, уже сейчас наблюдается возвращение к привычному образу ведения бизнеса. В Москве, например, посещаемость в сентябре достигла 80% от показателей прошлого года. В настоящее время показатель снова снизился на 70-75% и его восстановление откладывается на 2021 г.  Тенденция потребителей к совершению покупок на онлайн-площадках или «у дома» (street-retail) потребует от торговых центров пересмотра традиционных способов привлечения платежной аудитории.

Что касается гостиничного бизнеса, то ожидаемо в период локдауна спрос на этот сегмент снизился на 88% по объему проводимых транзакций. К концу лета, конечно, их количество увеличилось за счет притока гостей, при условии отсутствия конкуренции со стороны зарубежья. Так, лидерами по количеству совершаемых транзакций через банковские карты в гостиничном секторе стали Санкт-Петербург, Ярославская, Новгородская, Владимирская, Калужская, Саратовская, Тверская и Ленинградская области.

Татьяна Соловьева