Губернаторы-ниндзя

Досрочная отставка главы Мордовии Владимира Волкова и назначение врио губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова на прошлой неделе – это только на первый взгляд рядовые кадровые перестановки. Однако они знаменуют собой большую веху в развитии российского федерализма и одновременно мощный сигнал региональным политическим элитам. Больше нельзя делать многое из того, что раньше было можно.

Влияние Кремля на смену первых лиц регионов в последнее десятилетие является определяющим. Случались, конечно, и сбои, как в случае с экс-губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом, действующими главами Хакасии Валентином Коноваловым и Владимирской области Владимиром Сипягиным, которые избрались вопреки воле федерального центра. Первый уже не у дел, в прочности позиций двух остальных тоже есть основания сомневаться. В любом случае они являются исключениями, подтверждающими правило.

Смена губернаторов в регионах ранее шла несколькими путями. Первый – когда губернатор-тяжеловес сам определяет себе преемника и только согласует его с администрацией Президента. Второй – когда своего кандидата продвигают околокремлевские группы влияния. Третий – когда новый региональный лидер определяется самой АП по схеме отбора кадров, которую выстроил ее первый замглавы Сергей Кириенко, на основе принципа меритократии. То есть, чем более выдающиеся способности – тем более высокие должности.

Непроясненным моментом остается то, как руководители оказываются в обойме потенциальных сменщиков губернаторов. Скорее всего, помогает наличие связей на Старой площади. Однако потом они проходят обучение по программе развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (в просторечье называемой «школой губернаторов»). А это предполагает не только чисто образовательные моменты, но и определенные проверки на уровень интеллекта, силу энергетики, степень коммуникабельности, стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в обстановке и принимать решения. Учащиеся этой «школы», например, прыгают с парашютом или со скалы на страховке, практикуются и другие экстремальные тренировки. Не всем такое по плечу.

Подобно ниндзя, такие специально обученные управленцы-технократы могут быть заброшены на любую территорию вне зависимости от того, связывает ли их что-то с этим местом или нет. Если не связывает – даже лучше, это свежий взгляд, независимость от региональных политических и бизнес-группировок, а, значит, равноудаленное и справедливое отношение ко всем.

Назначение врио белгородского губернатора Вячеслава Гладкова, еще вчера бывшего зампредом правительства Ставропольского края и до того вице-губернатором Севастополя, — очень четкий сигнал: первый вариант (уходящий губернатор-тяжеловес определяет своего преемника), как и второй (влиятельные лоббисты делегируют в регион своих ставленников) – больше не работают. Ведь Евгений Савченко, остававшийся до сентября политическим долгожителем-рекордсменом в губернаторском корпусе, действуя по старинке, сам выбрал себе преемника — Дениса Буцаева (некоторое время пробыл там и.о. губернатора). Но в итоге тот покинул регион, не солоно хлебавши. А перешедший ему дорогу Вячеслав Гладков, к слову, был участником августовской встречи Владимира Путина с выпускниками той самой школы губернаторов.

Досрочная отставка Владимира Волкова с поста главы Мордовии, вероятно, является началом новой волны по замене губернаторов, не входящих в клан «ниндзя», — на выпускников «школы». 66-летний Владимир Волков возглавил республику еще в 2012 г. как многолетний соратник и ровесник тяжеловеса Николая Меркушкина, переброшенного тогда Владимиром Путиным руководить Самарской областью. Источники разных федеральных изданий в АП говорят, что это не последняя отставка – в качестве кандидатов на выбытие называют упомянутых Сипягина и Коновалова, а также ульяновского главу Сергея Морозова и красноярского Александра Усса.

Воронежский губернатор Александр Гусев, пожалуй, впрыгнул в последний вагон, став преемником тяжеловеса Алексея Гордеева. В конце 2017-го Сергей Кириенко только год находился на посту первого замглавы АП, не имея еще нынешнего влияния на кадровую политику. Но белгородский случай показывает, что этап опытных разработок пройден, началось серийное производство кадров.

И здесь возникает одна проблема, еще требующая своего решения. Если губернаторы в регионы направляются из школы «ниндзя», то они, получается, фактически назначаются. А как же принцип федерализма и всенародные выборы? И ведь действительно — губернаторские кампании давно превратилось в референдум о доверии Владимиру Путину, который, собственно, и назначает врио глав регионов. Однако такое положение дел далеко не всем избирателям кажется нормальным, отсюда – и низкая явка, и протестное голосование, и расхожее мнение о том, что «за нас уже все решили».

С этим давно пора разобраться. А именно — заменить всенародные выборы губернаторов на прямые назначения. Пусть и при условии согласования с законодательными органами субъектов РФ, чтобы принцип федерализма, отраженный в Конституции, был до определенной степени соблюден. Ничего, собственно, и нового — примерно так и было до президентства Дмитрия Медведева. Примерно так и есть сейчас в некоторых национальных республиках. В том же Дагестане, где до назначения на прошлой неделе врио главы Мордовии Артем Здунов был председателем правительства (а на этот пост пришел с должности министра экономики Татарстана).

Такой порядок наделения полномочиями региональных лидеров будет больше соответствовать сложившимся практикам десантирования в регионы технократов-варягов. Он будет лучше отвечать и установившимся на данный момент отношениям федерального центра и региональных властей, которые скорее являются проводниками политики Кремля и Белого дома, чем своей собственной.

Однако, закручивая гайки в одном месте, во избежание перегрева системы — стоит ослабить в другом. Поэтому в случае прямых назначений губернаторов (хоть и при согласовании с законодательными органами) необходимо вернуть всенародные выборы глав всех муниципалитетов (за исключением тех, где таковые определяются на народном сходе). Более того, для повышения конкурентности местных выборов — разрешить политическим партиям выдвигать в рамках таких кампаний двух и более кандидатов (на тот случай, если, например, в ходе праймериз «Единой России» не выявится безусловный лидер).

Так будет честнее. На данном этапе развития российского федерализма и в сложившихся социально-политических условиях.

Андрей Черваков