Аналитики СберИндекса оценили изменения трат родителей во время пандемии

На фоне пандемии коронавируса потребительские расходы семей с детьми практически не снизились – по сравнению с общей тенденцией к сокращению расходов жителей страны. К такому выводу пришли аналитики СберИндекса в специальном исследовании, подготовленном к XI Конгрессу индустрии детских товаров, который проходит 18-20 ноября. О результатах, полученных при проведении масштабной работы, сообщили в пресс-службе Центрально-Черноземного банка ПАО «Сбербанк» в четверг, 19 ноября.

По словам директора дивизиона «Особенные решения» Сбербанка Александры Алтуховой, исследование посвящено ключевому вопросу: насколько изменилось потребление и покупательская способность у семей с детьми в период пандемии. Так, сотрудники СберИндекса пришли к выводу, что родители малышей и школьников с марта по октябрь 2020 г. практически не снизили своих расходов, а по некоторым группам товаров произошло даже повышение затрат. При этом среди всех россиян наблюдается обратная тенденция – общие траты снизились на 6,8% по сравнению с прошлым годом.

– Мы видим, что в период пандемии родители стали тратить больше на гаджеты (+47,5% г/г в категории «Компьютеры и ПО», +14,6% г/г – в категории «Универсальные магазины», +14,6% г/г – в категории «Бытовая техника и электроника»). Средние расходы на развлечения (+13,5% г/г) и игрушки (+11% г/г) выросли сильнее, чем у клиентов без детей, – отметила руководитель. – Заметно меньше, чем в целом по стране, снизились типичные траты на спорт.

Интересно, что росту родительских затрат, по данным аналитиков СберИндекса, помогли государственные выплаты на детей, назначенные в июне-августе 2020 г. Общее увеличение составило 5,9% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Основной прирост эксперты заметили по категориям «Универсальные магазины», «Компьютеры и ПО» и «Бытовая техника и электроника». Причиной активного роста товаров данных сегментов специалисты назвали изменившиеся потребительские привычки граждан в период пандемии. Например, маленьким детям обычно дарят игрушки, а подросткам – гаджеты, однако после начала массового распространения коронавируса и связанных с ним ограничений (в том числе, перехода на дистанционное обучение) предпочтения родителей в подарках своим чадам изменились. Так, многие семьи решили отдать предпочтение в подарках детям именно технике – чтобы «вооружить» их для перехода на онлайн-коммуникации.

Как подчеркнули авторы работы, общие корректировки потребительского поведения родителей в основном совпало с трендами по всей стране. Ожидаемо снизились расходы на путешествия и развлечения – на 60% и 57,8% по сравнению с мартом-октябрем 2019 г., а также на походы в кафе и рестораны (40,4%), занятия спортом (24,9%). Параллельно значительно более скоростной прирост затрат среди родителей произошел в категориях товаров «Бытовая техника и электроника» – сразу на 14,6% за год против 10,6% в среднем по России. Также семьи продолжали приобретать одежду и обувь: в среднем траты среди родителей снизились на 1,4% против 14,1% для других клиентов.

По сведениям аналитиков СберИндекса, самыми серьезными оказались изменения расходов у родителей детей младше трех лет. Они стали оставлять значительно больше средств при посещении универсальных магазинов, в том числе, интернет-ретейлеров – рост на 35% за год, а также активнее тратить деньги на покупку одежды, обуви и аксессуаров – на 19%. При этом у россиян без детей расходы в этих категориях снизились на 11% и 16% соответственно. Кроме того, родители стали больше покупать своим отпрыскам игрушки – расходы в этом сегменте повысились на 8%.

– Индустрия для детства зависима от финансового благополучия семьи. На ключевой отраслевой площадке мы совместно с институтами развития анализируем траты родителей, соотносим эти данные со стратегиями крупнейших сетей, а также производителей. Так мы вырабатываем совместные решения, которыми будут руководствоваться лидеры отрасли, – подчеркнула Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. – Мы высоко ценим помощь, оказываемую Сбербанком в сфере аналитики проведения мер господдержки, обучения предпринимателей и других актуальных для отрасли тем.

Дмитрий Аксенов