Нехватка поликлиник и приоритет застройки. Депутаты гордумы раскритиковали проект нового Генплана Воронежа

Каким будет становиться Воронеж в ближайшие 20 лет, как он будет меняться и расти – развиваясь за счет новых территорий или улучшая и совершенствуя существующие кварталы? Какой крен сделает столица Черноземья – к продолжению прироста застройки или к появлению соцобъектов и развитию общественных территорий? Об этом шла речь на заседании совета Воронежской гордумы, посвященном проекту нового Генерального плана областного центра. Смогли ли договориться депутаты, чиновники и представители экспертного сообщества – в материале корреспондента «Обозреватель.Врн».

Потребности миллионника

Проект нового Генплана Воронежа, срок действия которого предусмотрен на 20 лет – с 2021 по 2041 гг., на рассмотрение парламентарием представила руководитель управления главного архитектора (УГА) города Людмила Подшивалова. Она напомнила, что нынешний основополагающий градостроительный документ в столице Черноземья был принят в 2008 г. – и вскоре потеряет актуальность. Впрочем, как раз к тому, насколько соответствует Генплан требованиям современности, у чиновницы возникли вопросы: так, она подчеркнула, что в момент принятия документа Воронеж не был миллионником – а сейчас здесь проживают 1,3 млн человек. Соответственно, требуется новый градостроительный «талмуд», который будет учитывать интересы жителей и бизнеса столицы Черноземья, а также отражать реалии современности – как в социальном, так и в экономическом аспекте.

– Документ представляет собой не очередное внесение изменений, а именно новый, актуализированный Генплан на предстоящий период, – отметила руководитель УГА. – Одним из основополагающих аспектов станет то, что развитие Воронежа будет осуществляться по сценарию «компактного города» с учетом комплексного развития отдельных периферийных территорий.

Людмила Подшивалова добавила, что разработчики документа – сотрудники ГАУ «Институт Генплана Москвы» – подготовили свои предложения не только по развитию строительства, но и по повышению доступности соцобъектов для воронежцев. Так, проектировщики настаивают на увеличении количества спортивных и культурных объектов, развитии транспорта, а также изначальном размещении новых образовательных учреждений на этапе разработке концепций рядом с жилыми кварталами и частным сектором.

Отдельный момент – освобождение промплощадок в центре города и вынос производств на его окраину. На месте же бывших предприятий авторы документа настаивают на развитии общественно-деловой и жилой застройки. По мнению московских проектировщиков, реновация повысит эффективность использования территорий в Воронеже.

Пробкам – нет, зелени – да

Одновременно специалисты столичного института Генплана подготовили предложения по масштабному развитию улично-дорожной сети. Специалисты считают, что повышение качества инфраструктуры приведет к перераспределению транспортных потоков и нагрузки, снижению пробок на дорогах и росту связности и доступности всех районов Воронежа. В частности, документ предполагает и возможность строительства в областном центре обсуждаемого в течение долгих лет так называемого «легкого метро» – точнее, создания легкорельсового транспорта.

Примечательно, что Людмила Подшивалова акцентировала внимание на исследовании, результаты которого показали: строить в Воронеже полноценный метрополитен бессмысленно.

– В частности, пассажирский поток в городе не сможет обеспечить полную загрузку метро, и его строительство в областном центре нецелесообразно, – добавила глава подразделения мэрии.

Отдельно руководитель рассказала депутатам о перспективах развития зеленых зон в городе. Причин для беспокойства у парламентариев и их избирателей немало – ведь ранее специалисты областного департамента природных ресурсов и экологии отказались согласовать проект Генплана именно из-за претензий к неучтенным объектам зеленой инфраструктуры города. По данному вопросу Людмила Подшивалова заверила, что паркам и скверам не угрожает ликвидация, а в качестве примера привела природный парк Северный лес, вокруг которого постоянно появляются слухи о вырубке. Чиновница подчеркнула – угрозы застройки этой территории нет, потому что 15 августа данный объект получил статус особо охраняемой природной территории областного значения. Соответственно, любое капитальное строительство на ООПТ запрещено – переживать об этом горожанам не надо.

– Стоит отметить, что перед публичными слушаниями было внесено 1105 предложений от жителей Воронежа и различных юрлиц. Все конструктивные идеи прорабатываются, – резюмировала Людмила Подшивалова.

Не так однозначно?

Однако по итогам доклада руководителя УГА горадминистрации у многих депутатов остались вопросы – причем не локального порядка, а требующих масштабных и кардинальных корректировок документа. Так, почти все парламентарии огласились с тем, что в проект Генплана до его принятия потребуется внести изменения – в этом сошлись и представители парламентского большинства в гордуме, и оппозиции.

– К обсуждению проекта Генерального плана невозможно подходить формально. Если мы проведем подготовительную работу на качественном уровне, то это в перспективе серьезно облегчит нам принятие решений при последующем рассмотрении документа – когда он поступил в городскую Думу, – отметил председатель комиссии по градостроительной деятельности и земельным отношениям Иван Кандыбин.

Кроме того, депутат возмутился негативными публикациями в прессе и соцсетях, связанными с рассмотрением стратегического градостроительного документа Воронежа – точнее, с ассоциированием недочетов Генплана с гордумой. Парламентарий подчеркнул, что его коллеги еще не рассматривали проект, поэтому о влиянии на справедливые замечания к нему жителей и чиновников различных министерств говорить странно.

В свою очередь, председатель «бюджетной» комиссии Андрей Соболев, напротив, поблагодарил разработчиков за огромный объем проделанной работы при разработке Генплана. Впрочем, и у директора АО «ДСК» нашлись претензии к авторам документа: в части развития застроенных территорий. По словам парламентария, Генплан определяет инвестпривлекательность Воронежа, соответственно, должен учитывать интересы модернизации и качественного роста городской инфраструктуры. Так, требования проекта нового Генплана к плотности застройки этих территорий не всегда соответствуют федеральным нормам – и данный аспект необходимо учесть. Кроме того, депутат ожидаемо акцентировал внимание на ситуации с территориями бывших промплощадок в центральной части города. Андрей Соболев предложил рассмотреть вопрос – к слову, повторно – о переводе данных участков из производственных зон в общественные. При согласовании подобных корректировок эти территории станет можно использовать под реализацию, в том числе, строительных проектов.

Впрочем, на этом критика документа не закончилась. В частности, одни из наиболее конкретных претензий представил председатель комиссии по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству Александр Сысоев. По словам парламентария, проект не обошелся без «ляпов, содержащихся в проекте Генплана, которые ставят под сомнения все приведенные в нем цифры и расчеты». В качестве примера депутат привел перечисленные в документе пересечения ул. Бурденко и Ленина, ул. Урицкого и проспекта Революции – в обоих случаях в реальности их не существует. Да и предложение авторов проекта построить трамвайные пути по проспекту Революции – с учетом его ширины и протяженности – с переходом на не менее узкую ул. Кирова до Цирка парламентарий не поддержал.

Отдельно депутат остановился на предложении по созданию большого кольца для легкорельсового транспорта – интерес председателя комиссии вызвал даже не сам объект, а стоимость его строительства. По подсчетам Александра Сысоева, цена реализации этой развязки – от 50 до 100 млрд руб. По какой причине стоит тратить такие средства на создание только одного кольца – при том, что прокладку всей сети легкого метро оказалась ниже – парламентарий предположить не смог.

А председатель комиссии по здравоохранению Юлия Попова добавила еще один важный пункт к названным претензиям – недостаточное количество поликлиник и других медучреждений при активном развитии города. Парламентарий настояла, чтобы авторы Генплана встретились с руководством департамента здравоохранения Воронежской области, которые оценят проект с точки зрения обеспеченности медицинскими объектами.

Также документ подвергся критике и со стороны лидера фракции «Единой России» в гордуме Романа Жогова. Парламентарий подчеркнул, что народными избранникам важно добиться принятия нового Генерального плана с учетом мнений жителей – соответственно, в проекте предстоит прописать конкретные меры по улучшению качества жизни горожан. Кроме того, Роман Жогов призвал коллег тщательно и детально обсудить каждый параметр нового документа.

Отметим, что критические замечания и претензии к авторам проекта высказали и другие депутаты – в том числе, лидеры фракций КПРФ и эсэров в гордуме Константин Ашифин и Артем Рымарь.

Время не ждет – или…?

На совете гордумы выступил и бывший вице-мэр Воронежа по градостроительству, а ныне – председатель Союза строителей области Владимир Астанин.  Он подчеркнул, что при подготовке документа специалисты внесли «большое количество предложений» – например, по вопросу развития периферии. В итоге концепция «компактного города» была пересмотрена в сторону возможностей развития этих территорий.

– На данном этапе необходимо уделить пристальное внимание сопоставлению Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Здесь очень много замечаний и предложений – так, необходимо увязать функциональные зоны в Генплане с территориальными зонами ПЗЗ. Это очень важный вопрос и огромный объем работы, который будет существенно влиять на инвестиционный процесс, – отметил Владимир Астанин.

Добавим, что еще до совета гордумы парламентарии по предложению Ивана Кандыбина также подготовили и направили свои предложения авторам документа. Как пояснила Людмила Подшивалова, в мэрии в настоящий момент работает согласительная комиссия, которая и рассматривает поступившие замечания – как от жителей и общественников, так и от депутатов. При этом руководитель УГА заявила, что нынешний Генплан перестанет действовать с 1 января 2021 г. – соответственно, если до этого момента не будет принят новый документ, строительная отрасль Воронежа на какое-то время встанет.

В завершении встречи оценку новому проекту Генплана города дал председатель горпарламента Владимир Ходырев.

– Генеральный план – это стратегическая модель развития города на 20 лет, живой документ, в который можно будет внести необходимые изменения в будущем, – подчеркнул спикер гордумы.

Татьяна Омельченко