Итоги-2016. АПК: Безрадостный рекорд и африканская чума с перспективами

С точки зрения развития сельского хозяйства прошедший 2016 г., вроде, должен радовать: регион продемонстрировал лучшие в стране приросты по надоям, обеспечил отличные показатели урожайности по основному ряду культур. Но можно ли при всем этом назвать минувший год Обезьяны действительно удачным для агропромышленного комплекса Воронежской области?

1. Рекорд с «осадком»

Воронежские производители сахарной свеклы превзошли, пожалуй, сами себя. 5,8 млн произведенных сладких корней – это, по словам заместителя председателя правительства Воронежской области Виктора Логвинова, является рекордом за все время свеклосеяния в регионе. Пятью годами ранее, когда власти в последний раз рапортовали о рекорде, было примерно на 700 тыс. тонн меньше.

Однако в 2011-м крестьяне, скорее, горевали о столь солидных урожаях, нежели радовались им. Мощностей перерабатывающих предприятий явно не хватало для того, чтобы справиться с приемкой всей произведенной в области свеклы. Тем более, подавляющее количество сахзаводов уже тогда принадлежало (да и сейчас принадлежит) группе компаний «Продимекс», имеющий собственные посевные площади под эту культуру и, что естественно, обеспечивающей приемку, прежде всего, собственного сырья. Тогда, напомним, более миллиона тонн клубней осталось гибнуть в полях.

В 2016 г. такой ситуации, вроде, не произошло – как отчитывался Логвинов на пресс-конференции 21 ноября, воронежские крестьяне произвели сбор урожая свеклы примерно на 96% посевных площадей. Однако сколько из этого объема было принято сахзаводами, зампред облправительства не уточнил. Учитывая же, что модернизация на перерабатывающих предприятиях хоть и была проведена, но не в тех объемах, чтобы принять все произведенные в таком количестве клубни, можно предположить, что часть урожая хоть и была убрана, но все равно осталась гнить – с той лишь разницей, что не в полях, а в кагатах.

Кто выиграл от таких раскладов? Явно не крестьяне, затратившие средства на уборку корней, за которые в итоге не смогли выручить средства. Да и не переработчики, которые не смогли справиться с таким количеством сырья, соответственно, не получили дополнительных доходов. А вот областные чиновники выиграть могли вполне: ведь, по их статистике, собранный урожай – это большой плюс. А вот то, что аграрии не смогли грамотно им распорядиться – это их, аграриев, проблемы.

  1. Продолжение «свиноцида»

Традиционно не обошла в 2016 г. Воронежскую область и африканская чума свиней (АЧС). В начале сентября вирус АЧС был обнаружен в крестьянско-фермерском хозяйстве на территории Терновского района, где содержалось 210 животных, а чуть позже – в Панинском и Хохольском районах.

В конце октября очередная вспышка африканской чумы «посетила» свинокомплексы ГК «Агроэко» – на этот раз в Новохоперском районе Воронежской области. Не помог и пресловутый «четвертый компартмент» – как и в 2013-м, когда вирус проник на площадку группы компаний в Калачеевском районе. Тогда предприятию пришлось уничтожить более 40 тыс. животных. В 2016-м – 43 830 хрюшек (отметим, из 47 340 животных, умерщвленных в связи с вирусом по всей Воронежской области в прошедшем году).

В иной ситуации компанию, неоднократно и столь крупно «проштрафившуюся» в плане опасного вируса, «попросили» бы перестать работать в регионе – или хотя бы перейти на альтернативные виды животноводства. Но – только не в Воронежской области.

Уже в начале декабря «Агроэко» ввела в эксплуатацию новый свинокомплекс на территории Бобровского района. В его торжественном открытии принял участие заместитель председателя правительства Воронежской области Виктор Логвинов, самим фактом своего присутствия будто подтверждая: проблем у группы компаний на территории региона не будет. Вне зависимости от какой-либо чумы.

Этот факт, равно как и прошедшая несколькими днями ранее встреча губернатора Алексея Гордеева с гендиректором НКО «Фонд развития моногородов» Ильей Кривоговым по вопросу строительства мясоперерабатывающего завода ГК «Агроэко» в Павловском районе, дали основания вновь говорить об использовании темы АЧС властями региона для того, чтобы просто избавить группу компаний от конкурентов в лице других производителей свинины. Дескать, для экономики крупной компании уничтожить 40 тыс. животных – явление не смертельное, зато позволяющее добиться усиления «борьбы с заболеванием» на территории иных хозяйств.

И борьба эта продолжилась – в конце декабря ветеринары констатировали об обнаружении двух новых очагов вируса африканской чумы – на территории Калачеевского района. Разумеется, в личных подворьях.

  1. Парниковый эффект

Сразу несколько крупных инвестиционных проектов в сфере строительства теплиц были заявлены в Воронежской области в 2016 г. Так, в сентябре учредители ставропольского АПХ «ЭКО-Культура» встретились с губернатором Алексеем Гордеевым и анонсировали вложение в 2018-2020 гг. 18 млрд руб. инвестиций в строительство на территории Бобровского района тепличного комплекса площадью 60 га. Предполагается, что здесь будет в год производиться 45 тыс. тонн томатов.

Кроме того, начались земляные и подготовительные работы на комплексе по выращиванию грибов – опять же, в Бобровском районе. ООО «Агрокомбинат «Здоровое питание» планирует завершить его возведение также к 2020 г. и производить здесь до 36,5 тыс. тонн продукции. А питерское ООО «Полонис Групп» предполагает на своей площадке в Рамонском районе не только выращивать до 10 тыс. тонн грибов в год, но и тут же их перерабатывать – на новом заводе.

Впрочем, основной «тепличный» проект в регионе реализован не будет. Речь идет о заводе по производству самих теплиц, возвести который в Воронежской области планировал президент «Московского индустриального банка» Абубакар Арсамаков. Эти свои планы банкир озвучил журналистам в ходе встречи, прошедшей в рамках его предвыборной кампании. Однако в связи с неудачей партии «Справедливая Россия» (которую представлял Арсамаков) и последовавшим за ней скандалом все предложенные президентом «МИнБанка» проекты канули в Лету. Уж если после этого правлением банка было принято решение о понижении статуса воронежского представительства до операционного офиса, то о каких теплицах можно вести речь!

  1. Как приехал – так и уехал

В феврале 2016 г. Воронежскую область посетил министр сельского хозяйства Александр Ткачев. В самом по себе факте приезда федерального министра нет ничего необычного – сколько их перебывало в регионе за последние годы! Однако министры сельского хозяйства заезжают в столицу Черноземья традиционно нечасто – еще с тех времен, когда эту должность занимал нынешний воронежский губернатор Алексей Гордеев. Поэтому, как ни крути, а событие это – знаковое.

Однако в итоговый рейтинг портала «Обозреватель.Врн» приезд Ткачева попал исключительно из-за этого аспекта. Никаких прорывных решений во время указанного визита принято не было: министру показали несколько крупных предприятий и презентовали мясной и молочный кластеры, работающие в Воронежской области. После чего федеральный чиновник пожелал региону увеличить производство сельхозпродукции в два или три раза (нет, ну почему не в десять-то!) и отправился восвояси.

  1. Кластер – по боку

Впрочем, кое-что знаковое во время приезда Ткачева в Воронежской области все же произошло. Именно к данному событию приурочили открытие крупнейшего молочного комплекса ООО СХП «Молоко Черноземья» в селе Архангельское Аннинского районе на 5 тыс. гол. дойного стада, который, как обещает его фактический владелец, депутат Госдумы от Воронежской области Аркадий Пономарев, будет в итоге давать 40 тыс. тонн сырого молока в год.

Пока же – дает примерно 19, если верить данным департамента аграрной политики Воронежской области. При, к слову, невысокой продуктивности животных «трех высокопродуктивных пород – Джерсейской, Голштинской и Монбельярд» (цитата – по официальному сайту правительства Воронежской области). Которую областным чиновникам, дабы не быть обвиненными в нелояльности к видному депутату-единороссу, на бумаге приходится править подчас вручную.

Но бог с ней, с продуктивностью. Главное – другое. Данный молочный комплекс стал уже вторым, возведенным Пономаревым (контролирующим молочный холдинг «Молвест»). Первым, напомним, стало ООО СХП «Новомарковское» в Кантемировском районе.

Таким образом депутат Аркадий Пономарев, видимо, хочет избавиться от зависимости от производителей сырого молока, что вполне логично, хоть и совершенно не укладывается в понятие кластера (при котором отдельные предприятия производят отдельные виды продукции, а их объединение дает синергетический эффект за счет удешевления и повышения качества производства монопродукта).

Кто из производителей молока в регионе может более всего потерять от решения Пономарева заняться собственно аграрным бизнесом? В основном, это – крупнейший производитель сырого молока ООО «ЭкоНиваАгро», реализующее сегодня на предприятия «Молвест» примерно 35-40% всего производимого молока. Поэтому неудивительно, что глава холдинга «ЭкоНива» Штефан Дюрр уже давно озаботился собственным производством конечного продукта. И – запустил в 2016 г. свой завод по производству молочной продукции.

Пока его мощность – всего 22 тонны в сутки. В следующем году еще часть сырья будет перерабатываться на новом сырзаводе, который также откроется в рамках холдинга. Пока, по словам самого Дюрра, мечты о действительно крупном перерабатывающем предприятии пока так и остаются лишь только мечтами. Хотя, зная целеустремленность руководителя, можно предположить, что все мечты он все же реализует и будет перерабатывать большую часть производимого сырья на собственных мощностях.

Впрочем, если и у Аркадия Пономарева, и у Штефана Дюрра получится реализовать все заявленные проекты, то сформированный в регионе мясо-молочный кластер, видимо, можно будет считать похороненным. По крайней мере, его молочное направление – наверняка.

Фото – с сайта ГБУ «Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с ПО»