Не запретом единым: Приостановка продаж спиртовых настоек простимулирует воронежских самогонщиков?

Роспотребнадзор все-таки принял решение, возможность появления которого горячо обсуждалась после инцидента в Иркутске, где от отравления суррогатным «концентратом для ванн «Боярышник» погибли более 70 человек: ведомство приостановило продажу спиртосодержащей непищевой продукции. Запрет будет действовать в течение 30 дней, начиная с 26 декабря, следует из соответствующего постановления главного санитарного врача России Анны Поповой.

В документе сказано, что юрлица и индивидуальные предприниматели обязаны снять с реализации бытовую продукцию, в составе которой содержится не менее 25% этилового спирта. Исключение составят только парфюмерия и стеклоочистители. К слову, в Воронеже постановление Роспотребнадзора приняли к исполнению – глава областного центра Александр Гусев поручил руководителю управления развития предпринимательства, потребрынка и инноваций Людмиле Бородиной активизировать работу с владельцами торговых точек, чтобы довести до них информацию о решении санитарных врачей.

Таким образом, запрет позволит на месяц ограничить продажу различных спиртовых настоек – боярышника, коры дуба, перца и прочих. Большинство этих «напитков», как известно, пользуется значительным спросом у алкоголиков и малообеспеченных граждан, причем совершенно вне зависимости от медицинских качеств – как альтернатива легальному (и относительно дорогому) алкоголю. И, к сожалению, нельзя сказать, что проблема алкоголизации неактуальна: как уже писал «Обозреватель.Врн», область оказалась на 27 месте в «Рейтинге трезвости регионов-2016», составленном на основе совместного исследования федерального проекта «Трезвая Россия» и экспертно-аналитического центра при Общественной палате РФ.

Эти данные находят отражение и в статистике, которую обнародовал 26 декабря глава регуправления Роспотребнадзора Игорь Механтьев. По его сведениям, за девять месяцев 2016 г. произошло снижение количества острых отравлений спиртосодержащей продукцией и поддельным алкоголем по сравнению с АППГ – с 616 до 576 случаев. Казалось бы, положительная динамика налицо. Однако за тот же период вырос другой показатель – летальности от токсического действия алкоголя (с 56,8% до 60,2%). Причем более половины от общего числа острых отравлений спиртным (56,6% случаев) приходятся на сам Воронеж и ближайшие районы – Рамонский, Новоусманский и Семилукский.

Хотя как раз эту статистику вполне можно объяснить: в сельской местности, где население традиционно общается достаточно близко, риск нарваться на поддельный алкоголь куда ниже, чем в городе. И в этой связи запрет на продажу «фанфуриков» ударит, в первую очередь, именно по жителям областного центра – легко спрогнозировать, что вскоре пьющие жители потянутся за доступным спиртным к самогонщикам (а у них, понятно, сертификат качества не спросишь). Еще более мрачная альтернатива: алкоголики начнут прикладываться к любым спиртосодержащим жидкостям – от «незамерзайки» до ацетона. А тут последствия могут быть куда плачевнее.

Так что запрет на продажу спиртовых настоек – мера нужная, но не исчерпывающая. Потребность в дешевом спиртном никуда не исчезнет, а закрывать ее нечем – по крайней мере, никаких безопасных альтернативных вариантов в том же Роспотребнадзоре пока не предложили.