Социальная дезориентация: Почему некоммерческие организации Воронежской области не допускаются к предоставлению соцуслуг?

Считается, что оказание социальных услуг является исключительной прерогативой государства. Хотя во многих регионах – в том числе, в Воронежской области – существует целый ряд некоммерческих организаций (НКО), уже не один год занимающихся тем же самым, только – на средства не казны, а благотворителей. Могут ли они претендовать на бюджетное финансирование своей деятельности?

Недвусмысленное послание

В 2015 г., выступая с Посланием к Федеральному Собранию, президент РФ Владимир Путин отметил необходимость предоставления льгот и преференций для таких организаций, если они являются исполнителями общественно-полезных услуг. Вплоть до того, чтобы данные НКО могли рассчитывать на бюджетное финансирование в размере до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ. С момента выступления прошло уже примерно 2,5 года, а в Воронежской области к реализации указанного положения пока еще практически не приступали.

И это – при том, что в Послании-2016 глава государства еще раз продублировал озвученную ранее идею.

– Необходимо снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям. Основные решения здесь уже приняты. Со следующего года для некоммерческих организаций, имеющих соответствующий опыт, открываются возможности, открывается доступ к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счет бюджета, – подчеркнул Владимир Путин.

И – потребовал от органов государственной власти и муниципалитетов «не жадничать», не отдавать по привычке исполнение указанных контрактов казенным структурам, а по максимуму привлечь к исполнению социальных услуг некоммерческие организации.

– Давайте прямо скажем, у них еще глаз не замылился, очень важно сердечное отношение к людям, – объяснил свое поручение президент.

В ожидании доступа

Что было сделано в Воронежской области для выполнения положений обоих посланий? Во-первых, устное поручение обеспечить реализацию данных инициатив отдал губернатор Алексей Гордеев. Отдал своим непосредственным подчиненным – прежде всего, департаменту социальной защиты.

Но устное поручение – это одно. Нужно еще, чтобы оно было оформлено в виде соответствующего документа. И такой документ был создан – 9 декабря 2016 г. вице-губернатор Геннадий Макин, находившийся в тот момент в статусе и. о. главы региона, подписал Комплексный план мероприятий, направленных на поэтапное включение НКО к оказанию социальных услуг за счет бюджета.

О чем говорится в документе? В частности, о необходимости разработки региональных и местных нормативных актов в целях наиболее полной и эффективной реализации 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Актов, которые учли бы в указанном процессе некоммерческие организации. Кроме того, содержит он и требования разработать методические рекомендации муниципалитетам для включения ими социально ориентированных НКО в систему предоставления соцуслуг за бюджетный счет, а также систему рейтингования органов муниципальной власти по этому критерию.

Департаменту соцзащиты, в частности, было поручено провести мониторинг в сфере соцзащиты и социального обслуживания населения, определив, как можно повысить эффективность работающих в этом направлении программ. Плюс – внести в них целевые показатели по обеспечению поэтапного доступа НКО к бюджетным средствам, выделяемым на данные цели. А затем – отчитаться по факту обеспечения этого доступа в Минэкономразвития РФ.

Кроме того, документ предусматривал анализ существующих мер поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставление дополнительной поддержки тем из них, кто занимается оказанием социальных услуг населению, а также проработку вопросов предоставления налоговых льгот не только для этих НКО, но и для юрлиц, жертвующих деньги на деятельность данных организаций.

Это вам не Пермь!

По идее, реализация этих и иных обозначенных в Комплексном плане положений должна были привести к массовому притоку организаций некоммерческого сектора в сферу предоставления социальных услуг. Как это произошло, например, в Пермском крае.

Здесь, в частности, в реестре поставщиков социальных услуг – несколько десятков частных организаций, разбитых на категории. При этом в реестр входят, например, санаторные структуры и организации, пришедшие не из государственного сектора.

Для каждого вида оказываемых услуг в Перми разработаны отдельные договоры, в соответствии с которыми происходит возмещение затрат на оказание соцуслуг – по тарифам, утвержденным специальным приказом, опубликованном в открытом доступе на сайте регионального министерства соцразвития. Причем, механизмы оплаты указанных услуг из бюджета очень вариативны. Практикуется даже выдача нуждающимся целевых сертификатов. С их помощью граждане сами могут выбрать организацию, которая предоставит им необходимые услуги.

В Воронежской же области, увы, ситуация не столь радужна. Например, формы договоров с поставщиками социальных услуг нет вообще. Как итог – соответствующие соглашения не заключались вовсе. Механизм возмещения затрат НКО не разработан до сих пор – хотя изначально предполагалось предоставление компенсаций на основе установленных низких тарифов при бесплатном оказании услуг.

Тарифы, впрочем, департамент соцзащиты утвердил. Как говорят в структуре – на основе методических рекомендаций из Москвы. Однако как это происходило на самом деле – неизвестно, механизмы данного расчета в департаменте не раскрывают, соответственно, проверить тарифы на соответствие реалиям сегодняшнего дня из-за непрозрачности системы невозможно.

Да и сам реестр поставщиков социальных услуг из числа негосударственных организаций чрезвычайно куц – в нем содержатся только две НКО.

С чем может быть связана столь слабая реализация положений Послания президента РФ Владимира Путина и поручений губернатора Алексея Гордеева руководством департамента соцзащиты в лице Андрея Измалкова? Можно предположить, что – только с желанием сохранить контроль над средствами, идущими на реализацию указанных программ. Ведь повлиять на финансовую политику некоммерческой организации – задача не из легких. Особенно – если взаимодействие с НКО строится на понятных механизмах возмещения затрат по прозрачным тарифам.

А сохранение контроля над финансовыми потоками сегодня для отдельных чиновников – куда более важная потребность, нежели выполнение поручений губернатора или положений Послания президента. Как бы это ни было прискорбно…

Иван Надвоицкий

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Обозреватель.Врн © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх