Тариф неэмоциональный. Что изменится в общественном транспорте Воронежа с подорожанием проезда
Очередному росту стоимости проезда в общественном транспорте Воронежа быть – это вопрос фактически решенный. Новый тариф будет серьезно выше действующего – вместо 17 руб. за поездку придется отдавать 23 руб. наличными либо 21 руб. при расчете банковской картой. На какие изменения настроены местные власти при подорожании проезда и как новая ценовая модель может отразиться на обычных пассажирах, выяснил корреспондент «Обозреватель.Врн».
Что изменится
Предстоящее повышение стоимости проезда в общественном транспорте Воронежа анонсировал руководитель областного управления по государственному регулированию тарифов (УРТ) Евгений Бажанов на пресс-конференции в четверг, 10 октября. По его словам, экономически обоснованная величина тарифа просчитана специалистами и составит 23 руб. при оплате наличными.
В числе ключевых моментов, которые важны для пассажиров, чиновник отметил следующие:
- дифференцированный тариф – при оплате проезда банковской картой поездка обойдется дешевле, в 21 руб. Разница возникает за счет отсутствия у перевозчиков трат на инкассацию.
- отказ от «ночного» тарифа – стоимость поездки городском транспорте больше не будет зависеть от времени суток. Поэтому проезд в вечернее время (после 22.00) станет даже немного дешевле – сейчас он обходится в 25 руб.
- троллейбусы уравняют с автобусами – по сути, скидку на оплату картой в размере 2 руб., которая пока есть только в электротранспорте, масштабируют на всю систему. (Правда, выгодность поездок в троллейбусах, которая обеспечивала часть загрузки «рогатых», в этом случае пропадет)
Ожидается, что решение о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Воронежа УРТ примет на заседании во вторник, 15 октября. Затем постановление должно быть опубликовано, а через 10 дней оно вступит в силу. Ориентировочная дата введения нового тарифа – 28 октября.
Из чего складывается тариф
По словам Евгения Бажанова, определенный специалистами структуры размер стоимости проезда экономически обоснован. Методику расчета воронежские чиновники взяли из соответствующих рекомендаций Минтранса РФ, единых для всей страны. Согласно этим требованиям, в размер тарифа включаются расходы на топливо, износ шин, ремонт подвижного состава, а также на зарплату водителям и кондукторам плюс социальные выплаты. При определении экономически обоснованного тарифа также учитывается амортизация техники и обязательная рентабельность (она предусмотрена на уровне 4,8%).
Однако Евгений Бажанов отметил, что в предложенный тариф заложена и инвестиционная составляющая – средства, необходимые на обновление автопарка перевозчиков. Себестоимость поездки составляет в среднем 18-19 руб. (понятно, что в маршрутках малого класса она ниже, а в автобусах большой вместимости, наоборот, выше). Соответственно, в среднем 2 руб. с поездки транспортные компании могут вкладывать в модернизацию техники.
– Тариф – это величина не эмоциональная или политическая, а экономическая. Мы провели расчеты, согласно которым определили обоснованный тариф, – подчеркнул руководитель УРТ.
Куда пойдут «инвестиционные» средства
Рост тарифа, который произойдет ориентировочно в конце октября, позволит перевозчикам постепенно аккумулировать средства для закупки новых автобусов. Причем времени на «раскачку» у бизнесменов не останется: как рассказал в рамках пресс-конференции первый вице-мэр Воронежа по городскому хозяйству Сергей Петрин, перед участниками рынка поставлены четкие ориентиры по темпам обновления подвижного состава.
Глобальную задачу обозначил губернатор Александр Гусев: через 2,5 года на улицах Воронежа не должно остаться автобусов старше пяти лет. Соответственно, перевозчикам потребуется заменить более 900 автомобилей, обслуживающих маршруты в областном центре в настоящий момент. Контролировать выполнение этого требования будут городские власти.
В абсолютных цифрах ожидаемая динамика обновления подвижного состава выглядит так:
- в 2020 г. – 340 автобусов
- в 2021 г. – 335 единиц
- в 2022 г. – 280 машин.
Сергей Петрин отметил, что речь идет о технике разного класса – как малой, так и средней, и большой вместимости. И если приобрести маршрутки типа первого типа (например, Ford или новые «Газели Некст») проблем не составит в любое время, то о покупке более вместительных автобусов (тех же «ЛиАЗов») с заводами необходимо договариваться заранее. Перевозчикам предстоит делать предзаказы, а поскольку техника дорогая – брать кредиты или участвовать в лизинговых схемах.
Почему подорожание введут сейчас
Перспектива роста стоимости поездок в общественном транспорте вызвала недоумение у многих горожан – ведь весной 2020 г. у большинства перевозчиков истекают сроки действия договоров с мэрией на обслуживание маршрутов. Ожидаемо воронежцы предположили, что не все транспортники направят «инвестиционную» часть нового тарифа на обновление техники. Однако Сергей Петрин заверил, что альтернативы у компаний нет – конечно, если они хотят продолжить работу на рынке пассажирских перевозок в Воронеже и дальше.
– Со всеми перевозчиками заключены соглашения об обновлении подвижного состава. Новые «транспортные» аукционы, которые запланированы на весну-начало лета следующего года, предполагают жесткие требования по технике. Если компании хотят получить новые контракты, им придется соответствовать – для этого надо закупать автобусы уже сейчас, – пояснил Сергей Петрин.
Какие опасения есть у воронежцев в связи с подорожанием
Новая тарификация, предполагающая отказ от ночного повышения стоимости проезда, вызвала у горожан вопрос: а будут ли перевозчики выпускать автобусы на линии после 21.00, если привычной выгоды такие рейсы приносить больше не станут? Сергей Петрин уверен, что транспортные предприятия сами заинтересованы в соблюдении графиков, в том числе и вечерних – в противном случае для компаний предусмотрены санкции.
– Губернатор обозначил не только обязанность по обновлению подвижного состава, но и другие требования к перевозчикам. Они касаются и транспортной безопасности, и графика движения маршруток, – заявил вице-мэр. – Все эти условия должны выполняться – перевозчики об этом знают.
Еще один момент связан с работой терминалов безналичной оплаты. Поскольку тариф по карте будет ниже, желающих воспользоваться «безналом» должно стать больше – соответственно, не исключено стремление конкретных водителей саботировать эту новацию. Вариантов в данном случае немало: терминалы прячут или вытаскивают из них чековую ленту, а то и просто заявляют, что техника по какой-то причине сломалась. С подобной проблемой пассажиры массово сталкивались около года назад, когда в транспорте вводилась система безналичной оплаты проезда.
– Такие риски мы прогнозируем, потому что имели печальный опыт. Но методы борьбы с подобными ситуациями уже разработаны и обкатаны – это изъятие маршрутных карт у водителей (соответственно, снятие автобуса с линии) и штрафы для перевозчиков, – пояснил Сергей Петрин. – Информационные материалы с памятками, как действовать в подобных ситуациях, мы обеспечим во всем общественном транспорте. Кроме того, позднее откроем и «горячую линию» в профильном управлении горадминстрации.
Татьяна Омельченко