Александр Сысоев: «Экономику спорта в Воронеже не понимает никто»

В начале недели в Воронеже разразился очередной спортивный скандал, связанный с хоккейным клубом «Буран»: игроков команды не пустили на ледовую тренировку в МАУ «Дворец спорта «Юбилейный» из-за сформировавшегося у ХК долга за аренду. Спортсмены были вынуждены ограничиться тренировкой в зале – альтернативного варианта сохранить форму в межсезонье у команды сейчас нет. Будущее «ураганных» пока остается весьма туманным: по словам директора НП ХК «Буран» Сергея Ткачева, долг клуба только перед «Юбилейным» составляет около 15 млн руб. За счет каких источников его планируется гасить, в настоящее время непонятно.

При этом в последние годы проблемные ситуации, возникающие вокруг этого и других спортивных клубов региона, все больше обретают черты серьезной тенденции, которая может свидетельствовать далеко не в пользу развития местного профессионального спорта. Есть ли выход из ситуации? Об этом корреспонденту «Обозреватель.Врн» рассказывает человек, которому одинаково знакомы как профессиональный спорт, так и экономика: проректор Воронежского государственного института физической культуры, депутат Воронежской городской Думы (фракция «Единая Россия»), человек, стоявший у истоков предпринимательского движения в областном центре Александр Сысоев.

– Александр Владимирович, по нашим данным, вы принимали непосредственное участие в судьбе хоккеистов «Бурана» в последние дни: благодаря вашему вмешательству спортсмены смогли позаниматься хотя бы в тренажерном зале…

– Понимаете, в данном случае дело было не в конкретной команде: спортивным объединениям – взрослым или детским – я стараюсь помогать всегда, да и должность проректора ВГИФК обязывает. А с «Бураном» у нас долгая история сотрудничества: мы много лет соседствовали с ними, различные вопросы множество раз обсуждали и решали. Поэтому от того, что хоккеисты «Бурана» пришли к нам в тренажерный зал, поиграли в футбол – нам только приятно: раз у нас есть игровая площадка, на которой оказалось свободное от занятий время, то мы с удовольствием готовы помочь спортсменам. Но проблема, к сожалению, куда глубже.

Экономику спорта у нас никто не понимает. Поэтому постоянно поднимаются разговоры о профессиональной спортивной команде: нужно ли ее дотировать, как выводить на самоокупаемость и т.д. Но глубины вопроса никто не осознает, что приводит к казусам, подобным ситуации с «Бураном».

– А какие изменения, на ваш взгляд, позволили бы исправить ситуацию?

– В принципе, территории, сопоставимые с Воронежем, а уж тем более с Воронежской областью, должны быть представлены некоторыми спортивными командами высокого уровня. Даже обязаны – с точки зрения местного патриотизма. А мы в последние пару лет, к сожалению, в этом случае выделяемся только с отрицательной стороны – нам профессиональный спорт не нужен. Хотя официально говорится, конечно, обратное, но на деле все до единой игровые команды Воронежской области испытывают огромный дефицит финансирования – у них просто нет денег. Баскетбольные клубы – и мужской, и женский – выступают в нижних лигах, волейбольная команда тоже перебивается с пятого на десятое, в хоккее положение незавидное. Может быть, только у «Факела» сейчас более или менее стабильное финансирование, хотя и оттуда доходят разные слухи.

Главная проблема не только Воронежской области, но и всей страны – это отсутствие понимания, что такое индустрия спорта, как грамотно ее построить. Пока этот механизм выработан только в Высшей хоккейной лиге, постепенно аналогичная система начинает появляться и в футболе, но у всех остальных – нет, в том числе и в Воронежской области. Спасти ситуацию может только расстановка приоритетов.

Приоритетов какого рода? Отказаться от профессиональных команд вообще?

– Нет, не настолько радикально. Если у города или региона нет денег для поддержания команд на высоком уровне, надо отказаться от затратных видов спорта. Понимаю, что сама по себе идея будет не очень популярной, но она совершенно логичная. Посмотрим на примеры соседей. В Курске есть женская баскетбольная команда, которая играет в еврокубках. Да, это один из самых дешевых вариантов в отношении инфраструктуры, поэтому клуб можно содержать даже за бюджетный счет – при этом команда гремит в Европе. К ним приезжают «Лемож» из Франции, «Карерра» из Италии – и Курск открывает для себя новые возможности, он появляется даже в заголовках европейских газет, кстати, как новая спортивная столица Черноземья даже. В Белгороде выбрали другой вариант – поддерживают единственный волейбольный клуб. Причем только мужскую команду – даже женскую не делают, чтобы не распылять средства. Мужественное решение? Команда одна, но играет на таком уровне, что выигрывает Кубок европейских чемпионов.

Если у нас нет денег, давайте сделаем так же. Понятно, что мы богаче, чем соседи – при любых подсчетах – так пусть у нас будет две команды. Например, это может быть женский баскетбол – благо, традиции еще сохранились, ведь воронежцы были чемпионами России, а с точки зрения инфраструктуры затрат требуется меньше всего. Второй клуб может быть представлен совсем другим видом спорта – мужским волейболом или ручным мячом. Да, мне как председателю областной федерации баскетбола будет обидно, что второй баскетбольной командой придется поступиться, но это объективно хороший выход из ситуации – если мы не тянем по затратам, надо выбрать что-то одно.

– А как быть с болельщиками? Ведь хоккейные или футбольные фанаты не пойдут на баскетбольные или волейбольные матчи.

– Тут вы ошибаетесь: мы много лет изучали этот вопрос и пришли к выводу, что людей, привыкших выплескивать эмоции за счет посещения спортивных событий, можно переориентировать на другие виды спорта. Конечно, все болельщики «Бурана» или «Факела» не будут ходить на матчи баскетбольной команды – никаких иллюзий здесь нет. Но постепенно приучить основное количество зрителей посещать эти игры можно – если грамотно выстроить менеджмент, продумать мероприятия по продвижению. И Воронеж будет только в выигрыше – мы получим команду, которая будет привлекать в наш город любителей спорта – в том числе и из Европы. Но все это возможно только при решении сложностей с инфраструктурой.

– Вы имеете в виду новые спортивные объекты?

– Отчасти. Именно за счет современной спортивной инфраструктуры можно зарабатывать. Казалось бы, в Воронеже есть стадион. Но он построен еще в советское время, с использованием старых материалов, с устаревшим зонированием – поэтому объект просто не может приносить прибыль. Сегодня болельщики привыкли к комфорту – множество буфетов, свободная зона, широкие проходы – то есть стадион должен быть построен по другим правилам.

И я специально говорю об индустрии – например, если решить эти вопросы, то хоккейную команду мы соберем: в мире открытых дверей, с понятными правилами по легионерам это сделать просто – были бы стабильные финансовые вливания.

– Но любой инвестор захочет вывести команду на самоокупаемость – чтобы вложения когда-нибудь «отбились».

– Естественно. Но тут надо понимать, что чудес не бывает: на первом этапе, который займет около трех лет, мы будем только постепенно возвращать к нам воронежских ребят, перешедших в другие клубы. И три года – как минимум – команда будет убыточной, и это при условии, что начнем выстраивать индустрию прямо сейчас. Какая-то окупаемость может быть достигнута через несколько лет с помощью стабильного менеджмента, хорошего финансирования, причем уже сегодня, и разумной политики по привлечению игроков.

– И один из обязательных факторов – появление современной продуманной инфраструктуры?

– Конечно. Возьмем другой пример: представьте, что в театре оперы и балета труппа будет арендовать сцену. Что получится в итоге? Не будет ни здания, ни труппы. И в хоккее так же: если у ледового дворца и самой команды один владелец (а в Воронеже это именно так – учредителем обоих юрлиц является городская администрация. – прим. ред.), то все усилия должны быть направлены на то, чтобы дать возможность команде развиваться. Такой механизм существует, он должен применяться и в Воронеже. Детская спортшкола без собственного льда существовать и развиваться может, а профессиональная спортивная команда должна иметь свою площадку – это аксиома.

Но даже в этом случае Воронеж не будет пока даже в «двадцатке» сильнейших хоккейных команд страны – это обусловлено сложившимися традициями подготовки спортсменов, развития хоккейных школ. Обидно? Безусловно, но это именно так. Так что если установка, что денег на спорт нет, действительно существует, то необходимо сформировать акценты и расставить приоритеты – в каких видах команды могли бы открывать имя Воронежа и области для других регионов и стран.

Беседовала Татьяна Омельченко