Такой футбол нам не нужен…

События минувшего тура первенства Футбольной национальной лиги (ФНЛ) заставили в очередной раз порассуждать о том, что неплохо было бы вернуться к старой советской системе проведения соревнований «весна-осень». Напомню, что новое «летоисчисление» в российском футбольном хозяйстве ввели с 2011 г. При этом приверженцы той реформы уверяли, что синхронизация календаря с ведущими европейскими чемпионатами позволит нашим клубам достойно выступать на международной арене.

Увы, но с тех пор представители России ни разу не выиграли в еврокубках. А ведь до этого в Кубке УЕФА побеждали московский ЦСКА (2005) и питерский «Зенит» (2008). Как показало время, дело все-таки не в календаре…

Большинство представителей отечественного тренерского цеха едва ли не в один голос твердят, что переход на систему проведения соревнований «осень-весна» не принес российскому футболу ничего хорошего. А вот негативных моментов масса – и пострадали, в первую очередь, болельщики и небогатые клубы из низших профессиональных лиг.

К примеру, «Факел» в текущем сезоне установил ряд уникальных достижений. Начнем с того, что никогда ранее воронежская команда не проводила официальных матчей в декабре и феврале – но тут все можно списать на коронавирус, сейчас это самый сильный аргумент во многих спорах. Есть подозрение, что в недавнем матче в Нижнем Новгороде клуб из столицы Черноземья установил еще один рекорд – по морозоустойчивости.

Эта встреча могла вообще не состояться из-за аномальных холодов, нагрянувших в центральную Россию. Изначально игру планировали начать в 18.30, но потом в спешном порядке время сдвинули – на 14.00. Контрольный замер температуры за час до стартового свистка показал -14,2° по Цельсию. Тут стоит заметить, что уже при -15° у участников матча появляются законные основания отказаться от выхода на поле.

Оставим в стороне все подробности того поединка, завершившегося победой команды гостей. Опустим и рассказ обо всех прелестях игры на промерзшем газоне, одно неловкое движение на котором грозит футболистам получением тяжелой травмы. Сделаем акцент на болельщиках, коих, если верить протоколу, набралось в количестве 867 человек.

Очевидцы не дадут соврать, на трибунах новенького стадиона, возведенного к Чемпионату мира 2018 г., зрителей было как минимум в три раза меньше. Для контраста следует указать, что вместимость арены – 45 тыс. человек. Многие отказались от похода на стадион из-за мороза, да и перенос времени начала матча, случившийся менее чем за сутки до его проведения, тоже отрицательно сказался на посещаемости.

Кстати, «Факел» в предстоящее воскресенье, 14 марта, ожидает первый в новом году матч на родном стадионе. На фоне последних успехов команды и снятия запрета на посещение соревнований смею предположить, что на трибунах соберется рекордное для нынешнего «ковидного» сезона количество зрителей, но до показателей пяти-шести летней давности они все равно не дотянут.

Скептики, конечно же, упрекнут, что до этой реформы тоже приходилось играть в марте – на промерзших, пусть и не так сильно, как в Нижнем Новгороде, и даже заваленных снегом полях. Это, конечно же, так, но тут следует отметить, что в случае погодного форс-мажора матчи можно было перенести на более позднюю дату – в нынешнем же календаре первенства ФНЛ попросту нет «окон», из-за чего и приходится играть в лютый мороз.

Ну и главный, на мой взгляд, минус системы «осень-весна» – перерыв между чемпионатами приходится на июнь и июль. В разгар лета, согласитесь, погода больше располагает к походу на стадион, чем, например, в ноябре или марте.

Кстати, в Европе немало стран, которые даже не пытаются равняться на своих соседей из Англии, Италии или Испании, а исходят из своих климатических особенностей. В той же Швеции, Норвегии и Исландии национальные чемпионаты начинаются весной. Да и многие бывшие союзные республики тоже придерживаются этой формулы.

Большинство футбольных специалистов говорят, что введенные десять лет назад преобразования не пошли на пользу российскому футболу – потеряли больше, чем приобрели. Вот только в Российском футбольном союзе, несмотря на волну критики реформ, даже не помышляют о возврате к старой системе.

Сергей Богачев