Философия слогана

«Что в слогане тебе моем?» – хочется перефразировать строку из стихотворения Александра Пушкина, когда видишь обилие баннеров с политической рекламой. То прекрасное стихотворение – про мимолетность чувств. Так же и со слоганами, которые партии и кандидаты разместили сейчас повсюду: после выборов регионального парламента 11-13 сентября мы очень быстро их забудем.

Однако тех, кого выберем, будем помнить следующие пять лет работы Воронежской областной Думы. И именно предвыборные слоганы – ключ к пониманию того, что партии считают самым главным, куда они нас собираются вести. В том, какое будущее нам предлагают строить политики, можно выделить четыре подхода по убыванию степени их вреда для общества: популисткий, радикальный, догматический и реалистический.

Первый подход – популизм. Предполагает примитивные, далекие от действительности, но соблазнительные решения и идеи. Так, слоган, с которым идет один из лидеров тройки «Справедливой России», – «Всегда на стороне народа» – выглядит прекрасно. Однако с народом, а именно – с большинством граждан, можно вести уважительный диалог, а можно – заигрывать, потакая иллюзиям. К примеру, в июле воронежские справороссы выступили с предложением более чем вдвое увеличить прожиточный минимум. Чем такое заканчивается, любому экономисту ясно: подстегивается инфляция и снижаются реальные доходы людей.

Справороссу же принадлежит и оригинальный выборный ход – он прошел проверку на полиграфе. Но задавался ли ему во время сеанса главный вопрос: сам-то он верит в то, что предлагает? Ведь тот, кто верит в собственные популистские обещания, некомпетентен. Кто не верит, но обещает, – не честен.

Второй подход – радикализм, когда политики зацикливаются на какой-то значимой цели или проблеме до такой степени, что впадают в неразумные крайности. Слоган Партии прямой демократии, пожалуй, из этой серии – «Возвращаем политику людям!». Эта партия ратует за то, чтобы граждане сами управляли развитием общества непосредственно – через онлайн-голосование. Однако людям и так приходится постоянно делать трудный выбор – от того, куда пойти учиться и на ком жениться, до того, как провести вечер. А если их нагрузить еще и массой каждодневных управленческих вопросов, для решения которых надо быть в теме, – любой мозг взорвется.

Третий подход – догматизм, когда политическая сила настолько привержена своей идее, прекрасной, светлой и привлекательной, что не замечает реальных проблем и отрывается от действительности. Пример такого подхода считывается со слогана КПРФ «Выход из кризиса – социализм!». Социалистический строй, может, и больше подходит России, чем капиталистический. Но смена строя – это само по себе кризис, если не революция. Если поменять «выход» на «вход» — это был бы верный слоган.

Четвертый подход – реализм, когда партия или кандидат гибко реагирует на запросы общества и предлагает вполне осуществимые и даже измеримые пути их достижения. Такой подход в своих слоганах продемонстрировала, как это ни покажется странным, Партия пенсионеров со слоганом «Достойный труд! Достойная зарплата! Достойная пенсия!». Т.е. партийцы понимают неразрывную взаимосвязь между доходами работающих и пенсионеров, а не требуют в угоду своему ядерному электорату повышения только пенсий.

Другой пример реалистичного подхода проявлен в слогане «Единой России» «Быть человеком и быть – с человеком!». Если мы посмотрим на него через призму команды кандидатов и программы «ЕР», то увидим следующее.

Быть человеком – это про то, что партия к своим кандидатам предъявляет не только требования профессионального характера (компетентность, опыт работы, достижения), но и личностного (честность, отзывчивость, умение сопереживать). И это многое объясняет. Состав кандидатов в депутаты от «Единой России» по сравнению с прошлыми выборами обновился более чем наполовину, теперь в рядах партийных выдвиженцев – врачи, учителя, аграрии, представители малого бизнеса, других социальных и профессиональных групп.

Быть с человеком – это о программе партии, которая нацелена на то, чтобы не только услышать людей, но и предложить реалистичные пути решения их проблем, обеспечения комфортных условий для жизни и бизнеса в регионе. Понятно, что такой подход не всегда удовлетворяет избирателя. Люди хотят резкого роста зарплат, а им говорят, что сначала надо сделать промышленный рывок, создать высококвалифицированные рабочие места в высокотехнологичных секторах экономики. Тогда и получим рост доходов, опережающий темпы инфляции. Или они хотят школу в густонаселенном микрорайоне с завтрашнего дня. А в программе партии – добиться ее строительства только к 2022 году. Но при всем этом единороссы рассчитывают на успех, говоря с билбордов: «Выбирай тех, кто рядом в любые времена!»

Но на то она и партия парламентского большинства, чтобы придерживаться взвешенной позиции, основанной на реалиях, а не фантазиях. Главное – сохранить традицию отчитываться за выполнение своих программных обязательств. А иначе про любое предвыборное обещание лучше великого русского поэта и не скажешь: «Оно на памятном листке // Оставит мертвый след, подобный // Узору надписи надгробной // На непонятном языке». Во избежание такой перспективы в «Единой России» принято решение, что партия о выполнении предвыборных обещаний будет отчитываться раз в полугодие.

Андрей Черваков