Как на самом деле «Единая Россия» отбирает своих кандидатов в депутаты





Воронежская «Единая Россия» завершает прием заявок для желающих принять участие в предварительном голосовании по выдвижению кандидатов в депутаты областной и городской Дум. Некоторые называют этот процесс – праймериз, на американский манер. Но наше предварительное голосование имеет очень существенные отличия от заморского, поэтому прижившееся в народе слово не совсем применимо к нашей процедуре.

Праймериз – это довольно распространенная практика, суть которой в выборе единых кандидатов от одной партии для участия в тех или иных выборах. На слуху у всех, конечно, праймериз в рамках кампании по выборам президента США, за которыми следит весь мир. Но аналогичные процедуры применяются и во многих других странах, а, например, в Аргентине участие в них одно время было обязательным для всех избирателей под угрозой штрафа.

Кто голосует

На «праймериз» «Единой России» проголосовать может любой избиратель, определив свой округ и территориальную группу. Сейчас, пока не схлынула пандемия, голосование пройдет онлайн с 25 по 31 мая. Для этого надо будет зарегистрироваться на соответствующем партийном ресурсе или войти на платформу для голосования через сайт госуслуг.

Во внутрипартийных праймериз в разных штатах США требования к голосующим отличаются. На открытых праймериз разрешается голосовать всем избирателям, на закрытых – только членам соответствующей партии. И наиболее распространенными являются именно закрытые, открытая процедура – только в десятке штатов.

Кто выдвигается

В России в качестве кандидата на предварительное голосование может заявиться как член ЕР, так и беспартийный. Правда, член другой партии в «праймериз» принять участие не может. Но такая «дискриминация» продиктована нашим законодательством – член одной партии не может баллотироваться от другой, за такое нарушение партийный список даже может быть снят с выборов.

В американских же праймериз может участвовать только тот, кто является членом Демократической или Республиканской партии соответственно. Например, Майклу Блумбергу, бывшему мэру Нью-Йорка и миллиардеру-основателю компании Bloomberg, для того, чтобы принять участие в нынешних президентских праймериз, пришлось вступить в Демпартию. Хотя до этого он был республиканцем. Правда, он быстро вылетел из гонки и уже точно не составит конкуренцию коллеге-миллиардеру Трампу.

Условия участия

И здесь «Единая Россия» бьет американских республиканцев и демократов по критерию демократичности. Для того, чтобы заявиться на участие в предварительном голосовании, достаточно написать заявление и предоставить пакет документов, включающий копию паспорта, справку с работы, копии дипломов, справку об отсутствии судимости и ряд других сведений, собрать которые не составляет большого труда.

Условия для участия в американских праймериз сложно назвать целиком и полностью демократичными. В каких-то штатах надо заплатить определенный взнос, а в каких-то – собрать убедительное количество подписей. А есть и штаты, где вопрос о том, достоин ли тот или иной человек участвовать в праймериз, решается в узком кругу – на так называемых партийных «конвенциях».

Кого выбирают

В нашем случае список кандидатов утверждает региональная партийная конференция «Единой России» – как по округам (одномандатники), так и по территориальным группам (списочники). В нем значатся именно те кандидаты, которые определены путем прямого волеизъявления всех пожелавших принять участие в предварительном голосовании. Конечно, и этот список по разным причинам может несколько отличаться от списка победителей «праймериз». На то могут быть разные причины. Например, сам кандидат может передумать баллотироваться. Или возникают какие-то другие обстоятельства. Однако это исключение, подтверждающее правило.

Американские праймериз отличаются еще и тем, что на них выбирают не напрямую кандидатов, а делегатов, которые, как и выборщики на основных выборах, голосуют за своего кандидата на партийном съезде. И они могут своем мнение резко переменить, поддержав в результате не того кандидата, за которого голосовал избиратель. С выборщиками по крайней мере такое случается регулярно. Так, в прошлую президентскую кампанию пять выборщиков отказались голосовать за «свою» Хилари Клинтон, а двое – за Дональда Трампа, хотя представляли именно его избирателей. Кроме того, у демократов в съездах участвуют и суперделегаты (бывшие президенты, губернаторы и другие видные партийцы), которых никто не выбирает, но которые могут повлиять на исход голосования.

Система подсчета

У «Единой России» для каждого региона, как и для федеральных выборов — единые правила проведения предварительного голосования. Обработка данных ведется централизованным образом – через портал pg.er.ru. На нем можно ознакомиться с биографиями, программами потенциальных кандидатов, которые номинируются для участия в выборах во всех субъектах Федерации. И самое главное преимущество такой централизации в рамках электронного голосования – невозможность каких-либо злоупотреблений при подсчете в принципе. Подсчет ведется в автоматизированном режиме. Надежность платформы усиливает то, что она функционирует с использованием технологии блокчейна.

В Америке нет единой системы подсчета голосов избирателей, в разных штатах даже форма предварительного голосования сильно разнится. Например, в целом ряде штатов проводятся не классические праймериз, а кокусы – собрания партактивистов. На них не подчитывают бюллетени, поданные за того или иного кандидата. Сторонников того или иного политика считают в буквальном смысле по головам, ибо они сбиваются каждый в свою кучу. Нынешняя пандемия, возможно, внесет коррективы в эту практику. Но такой разнобой во внутрипартийном голосовании приводит к путанице и сбоям. Так, первым штатом, с которого началась нынешняя президентская кампания в США, стала Айова. Там в феврале как раз проводились кокусы. Одни участки решили сообщить результаты традиционно по телефону, другие – через созданное для этого приложение. В итоге процесс подсчета слишком затянулся, а сразу три кандидата объявили о своей победе. Это породило пересуды об имевших место фальсификациях. Причем на данный момент единственный оставшийся кандидат в президенты от Демпартии Джо Байден тогда оказался на пятом месте. Произошедшее в Айове подорвало доверие избирателей и до сих пор бросает тень на праймериз демократов.

Что в итоге

Таким образом предварительное голосование, которое организует воронежское реготделение «Единой России», на американские праймериз похоже только целью – отобрать наиболее достойных кандидатов для выдвижения от партии. В нашем случае – на выборах депутатов областной и городской Дум, которые намечены на 13 сентября – хочется надеяться, что пандемия этому будет уже не помеха (!). А вот что касается самой процедуры, то наша, несомненно, куда более демократичная, открытая и доступная в отличие от американской.

Как отметил секретарь реготделения ЕР, председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетёсов, главная задача предварительного голосования состоит в том, чтобы определить кандидатуры от «Единой России» на выборах разного уровня, сделать это наиболее открыто, с привлечением всех желающих.

– Конечным результатом предварительного голосования должно стать формирование авторитетной команды кандидатов от Партии, – подчеркнул лидер воронежских единороссов.

Дмитрий Аксенов