Хет-трик воронежской «Единой России» и статус-кво оппозиции

Прошедшие выборы в Воронежские областную и городскую думы разочаровали тех, кто ожидал от них сюрприза. Причем неприятного. Причем для «Единой России». На то был ряд причин, но ожидания скептиков не оправдались. Основной итог: в регионе на ближайшее время сохраняется политическая стабильность. Однако впереди еще целый ряд политических вызовов, которые — при неправильном ответе на них — действительно могут принести крайне неприятные политические сюрпризы.

Тамбовский волк нам не товарищ 

«Единая Россия» полностью выполнила свою политическую задачу по итогам этих выборов, сохранив квалифицированное большинство в областной и городской думах. Поэтому разговоры о том, что она ухудшила свой результат по сравнению с 2015 годом (нынешние 61,52% против тогдашних 73,84%), особого смысла не имеют. Однако, если для кого-то это является показателем, необходимо учитывать следующее. Партия парламентского большинства ухудшила свои результаты на 10 из 11 выборах в региональные заксобрания (исключением стала только Магаданская область, где, впрочем, единороссы улучшили свой результат по сравнению с предыдущей кампанией лишь на 1%).

Более того, воронежские единороссы заняли третье место, уступив только Ямало-Ненецкому автономному округу (64,4%) и Белгородской области (63,95%). Но, как видим, отрыв от лидеров по голосованию за ЕР совсем невелик. А с учетом того, что в ряде регионов единороссы не смогли преодолеть и 40%-ый барьер (республика Коми, Костромская, Новосибирская области), федеральное партруководство может быть довольно регоделением на все 100%.

Даже более скромные показатели ЕР на выборах в гордуму (нынешние 35,22% против 44,68% в 2015 году) есть кому выигрышно оттенить. В горпарламентах Тамбова, Новосибирска и Томска ЕР вообще потеряла большинство. А выборы в тамбовскую гордуму стали просто эпичным провалом.  ЕР набрала всего 23,51% против 44,14% у «Родины», ведомой эксцентричным экс-мэром областного центра Максимом Косенковым. Хуже того, родинцы победили на всех одномандатных округах, где выдвинулись, взяв 17 окружных мандатов из 18.

В свою очередь, выступление оппозиционных партий на выборах в Воронежскую облдуму сложно назвать прорывом. КПРФ незначительно улучшила свой результат (нынешние 14,5% против 10,85% в 2015 году), а ЛДПР (7,32% против 6,06%) и «Справедливая Россия» (5,69% против 5,52%) сохранили поддержку избирателей в пределах статистической погрешности. Впрочем, с другой стороны, они отстояли свою парламентскую поляну от посягательств новичков – «Родины», Партии пенсионеров за справедливость, «За Правду» и Партии прямой демократии, которые не преодолели 5%-ый барьер. В других регионах партии-новоделы потеснят оппозиционеров-старожилов в стенах регпарламентов: «Новые люди» преодолели барьер в четырех регионах, «Зеленая альтернатива» — в двух, «За правду» — на родине своего лидера Захара Прилепина в Рязанской области.

В считавшемся протестном Воронеже, казалось бы, оппозиционеры должны были выступить революционно. Однако на выборах в гордуму КПРФ (23,18% против 22,54% в 2015-ом), ЛДПР (9,62% против 8,11%), «Справедливая Россия» (12,02% против 14,92%) и даже не прошедшее барьер «Яблоко» (3,44% против 3,40%) — оказались, как видим, в одной поре. Единственной новинкой этого политического сезона стала партия «Родина», которая ранее в выборах городского парламента не участвовала, но смогла немного перешагнуть 5%-ый барьер и получит один мандат.

Остается добавить, что по одномандатным округам «Единая Россия» забрала почти все: 27 из 28 облдумских мест, 20 из 24 гордумских, что, естественно, говорит о сохранении в регионе полной политической стабильности.

Законность, честность и легитимность 

Особенностью этих выборов является также то, что их честность и законность на этот раз обеспечивало внушительное число наблюдателей — как независимых от Общественной палаты области, так и от партий и кандидатов. В каждый из трех дней голосования за выборами следили в среднем 3,5 тыс. членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса от партий и кандидатов, а также 5 тыс. наблюдателей.

В итоге обошлось без резонансных скандалов и вопиющих нарушений, которые могли бы поставить под сомнение честность голосования на каком-либо участке. На заседании Избирательной комиссии Воронежской области, которое было посвящено  обсуждению жалоб и заявлений, поступавших по поводу выборов депутатов Воронежской областной Думы, не усмотрели нарушений, которые могли бы повлиять на волеизъявление избирателей или не позволили бы установить его результаты.

Явка в ходе голосования за депутатов облдумы для выборов регионального значения оказалась вполне приемлемой — 44,14%, в 2015 г. она была немногим выше — 50,4%. О рекордном падении явки в этом году стали говорить относительно голосования за депутатов гордумы — почти 20%, но в 2015 г. она также была ненамного выше – около 24%. Снижение явки, впрочем, объясняется тем, что одни решили не рисковать из-за коронавируса, несмотря на все меры предосторожности на участках, другие – воспользоваться последними теплыми деньками для отдыха на природе.

Таким образом, уровень легитимность обоих парламентов также сохранился прежним.

Недостаточно рассерженные горожане 

Выборы-2020 в Воронежской области, как и по всей стране, проходили в условиях развития двух противоречивых тенденций.

С одной стороны, последние годы у части населения, преимущественно – городского, наблюдалась нарастающая усталость от действующей власти. Это вполне естественный процесс, который, как оказалось, совершенно проморгали в Белоруссии. Более того, события в соседней стране, как ожидалось, станут дополнительным триггером протестных настроений и в России — со всеми вытекающими негативными последствиями для партии парламентского большинства и позитивными как для традиционной оппозиции, так и для партий-новоделов.

С другой стороны, российские власти достаточно эффективно противостояли пандемии. Меры поддержки населения и бизнеса были введены достаточно оперативно и пошли на пользу, как бы ни критиковали их объем — за недостаточность, а их исполнителей – за некоторые сбои. По крайней мере на фоне европейских стран и США с их катастрофическими показателями Россия смотрелась весьма успешной.

А «Единая Россия» под руководством секретаря реготделения Владимира Нетесова стала практически главным центром общественной поддержки граждан в коронакризис, организовав помощь пожилым людям, семьям с детьми и медикам. Достаточно вспомнить акцию «Добропром» по снабжению нуждающихся продуктовыми наборами с подачи зампредседателя Государственной Думы РФ, пятого губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, в которой активное участие приняли воронежские аграрии.  Все это способствовало сплочению общества и росту доверия к власти и партии парламентского большинства.

В итоге «Единой России» удалось донести до людей два момента, которые, надо полагать, сыграли свою роль в обеспечении благоприятных для нее результатов голосования. Во-первых, единороссы объяснили жителям региона, что они наполовину обновили команду, в том числе проведя своих кандидатов через горнило предварительного голосования, участие в котором было доступно для всех воронежских избирателей. Во-вторых, показали, что у них есть реалистичная программа по развитию области, предусматривающая выгоды для каждого гражданина и составленная с опорой на мнение людей.

Оппозиция же, игравшая на протестных настроениях и акцентировавшаяся на недостатках властей, оказалась недостаточно убедительной и не смогла скоординировать свои действия. А это и могло бы привести к более успешному выступлению ее кандидатов по крайней мере в одномандатных округах (в некоторых случаях оппозиционеры дышали в затылок кандидатам партии парламентского большинства). Кроме того, увлекшись нападками на единороссов, они мало позаботились о том, чтобы предложить конструктивную альтернативу.

Тем самым критически настроенному по отношению к власти избирателю не хватило энергии гнева, чтобы прийти на участки и проголосовать за какую-либо оппозиционную партию. А лояльному оказалось достаточно, чтобы не разочароваться в ЕР.

Хрупкая стабильность и неизбежные вызовы 

Впрочем, политическая стабильность не может быть зацементирована результатами выборов, поскольку протестный потенциал населения все еще высок и властям не стоит расслабляться.

Необходимо отметить, что благоприятный для региональных властей исход парламентских выборов в какой-то степени был обеспечен еще пятым губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым. Он сформировал политический блок, который во многом в том же составе обеспечивал успешные для провластного кандидата выборы мэра Воронежа в 2013 г., губернаторские в 2014 г., парламентские в 2015 г. и госдумские в 2016-ом. И который точно в этом же составе, что и сейчас, занимался губернаторскими выборами в 2018 г.

Губернатор же Александр Гусев большей частью дистанцировался от выборного процесса, позволив слаженной команде работать самостоятельно. Но это не только привело к позитивному результату для сохранения политической стабильности в целом. Это привело к тому, что руководство «Единой России» нарастило свое политическое влияние, что облдума будет претендовать на то, чтобы стать более самостоятельным и влиятельным институтом. Депутатский корпус, сформированный на этих выборах, вряд ли позволит губернатору и правительству принимать волюнтаристские, непродуманные или пролоббированные кем-то в ущерб жителям области решения, как, например, было в случае с платными парковками в Воронеже.

И здесь кроется соблазн приступить к ломке нынешней властной конструкции через колено, ведь дума, с мнением которой не стоит считаться, делает работу руководства исполнительной власти куда более комфортной. А такая линия может породить только интриги и конфликты, которые приведут к дискредитации власти. И вот этим уже накануне выборов в ГД РФ может воспользоваться оппозиция. К федеральным кампаниям у избирателей интерес традиционно куда больше (к примеру, явка в Воронеже на голосовании за внесение поправок в Конституцию была более чем в два раза выше, чем на выборах депутатов гордумы – 55%). И на участие в них проще мобилизовать протестного избирателя.

Таким образом исход парламенстких выборов-2020 можно охарактеризовать как статус-кво (или заморозку) активности оппозиции и хет-трик (тройной выигрыш) ЕР: сохранение политической стабильности, рост влияния партии на управленческие решения и шанс на достижение еще более впечатляющих позитивных перемен в регионе. Ведь самостоятельная, но дружественная, состоящая из однопартийцев дума создает идеальные политические условия для того, чтобы губернатор-технократ мог сосредоточиться на социально-экономическому развитии региона, забыть про политические интриги и сконцентрироваться на полезной, конкретной хозяйственной работе. Будучи застрахован от серьезных ошибок.

Это дает шанс ввести область в топ регионов-лидеров не только по аграрной части, но и по индустриальной. Исторический шанс. Воспользуется ли им губернатор и правительство?

Андрей Кобелев