В Воронеже более чем 100-миллионный тендер на поставку лифтов могут провести с нарушениями

Фонд капремонта (ФКР) многоквартирных домов (МКД) Воронежской области в понедельник, 12 августа, проводит электронный аукцион на право замены лифтов в жилых домах Нововоронежа за почти 107 млн руб. Победитель пока неизвестен (торги еще идут), однако уже понятно, что тендер проводится без учета серьезных нарушений, выявленных до того местным антимонопольным органом.

Указанные торги должны были пройти еще 1 июля, однако были приостановлены по жалобам сразу трех потенциальных участников аукциона – ООО «Первая лифтовая компания», ПАО «Карачаровский механический завод» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». На что же обращали внимание антимонопольщиков игроки рынка?

Прежде всего, на дополнительные требования, предъявляемые Фондом к участникам закупки. Среди них – необходимость предоставления документов, не предусмотренных законодательством, возможность госзаказчика отказаться от заключения контракта при непредоставлении победителем торгов не установленных законом документов. Но самым «веселым» было условие о сроках оплаты выполненных работ. При том, что, согласно конкурсной документации, выполнить их предстоит в 2019 г., ФКР оставлял за собой право перечислить за них финансовые средства аж до конца 2022 г.

К чему могло привести наличие указанного условия? Да хотя бы к тому, что, если аукцион выиграет «неугодная» компания, то за счет подобной отсрочки можно было бы нанести ей серьезный экономический урон. Поэтому подобные предприятия, по идее, должны были сами «отсеяться» при знакомстве с указанным условием.

Но – не отсеялись, а подали жалобу в Воронежское УФАС. А там специалисты подтвердили незаконность действий госзаказчика. И – предписали поменять положения аукционной документации.

Однако по факту на тендер Фонд капремонта вновь выставил документы, содержащие нарушения. В частности, пресловутый срок оплаты выполненных работ сдвинули с конца 2022 г. на 1 июля 2020 г. Уже лучше, но – не традиционные 30 дней, как требуется по законодательству.

Не изменил гозаказчик формулировку электронного аукциона (в результате чего сюда добавились дополнительные виды работ), сохранил за собой право проверки участников тендера (на что не имеет законных полномочий), все продолжил требовать предоставление договоров страхования от рисков под угрозой незаключения госконтракта, ввел не закрепленный ни в каких документах стоимостный порог прекращения аукциона, а также произвольно увеличил в два раза сумму обеспечения при снижении цены контракта на 25 и более процентов, тогда как действующее законодательство предусматривает аналогичное увеличение только на 50%.

Судя по всему, кто бы ни стал победителем проводимого сегодня аукциона, остальные участники тендера после объявления результатов вновь обратятся в антимонопольный орган. И, можно спрогнозировать, снова добьются своего – на этот раз отмены итогов конкурентной процедуры. Кто от этого пострадает? Только жители Воронежской области, которые ждут замены лифтов.

Иван Надвоицкий