Талант и добавленная стоимость. Воронежцы обсудили создание арт-кластера

Как сделать, чтобы воронежские художники и ремесленники могли зарабатывать своим талантом? Достаточно ли развита в столице Черноземья культурная среда для того, чтобы сформировать здесь настоящий арт-кластер? На какие конкретно направления культурной отрасли обращать внимание при реализации данного проекта? На эти и другие темы общались во вторник, 19 марта, в «Saburov Hall» гендиректор московского центра дизайна ARTPLAY Сергей Десятов и его заместитель Дарья Устинова с представителями креативных индустрий воронежского сообщества.

В поисках «аккумулятора»

Дискуссию организовали не одного лишь разговора ради – ARTPLAY сегодня работает над концепцией Артпарка, который должен будет разместиться в Технополисе на территории города-спутника «Солнечный», что расположится рядом с Сити-парком «Град». Компания имеет опыт запуска таких проектов в Москве и Санкт-Петербурге, однако, по словам Сергея Десятова, просто брать и переносить столичный опыт на воронежскую землю – неправильно. Нужно понять, какие потребности имеются у местного сообщества и, исходя из этого, разрабатывать концепцию.

Что такое арт-кластер как таковой? Гендиректор ARTPLAY уверен, что это – площадка, аккумулирующая виды бизнеса, в которых добавленная стоимость формируется за счет таланта конкретного человека. Она создает условия для занятия креативным предпринимательством, которые позволяют развивать экономическую составляющую творчества и грамотно «продавать» ее. При этом кластер не обязательно завязан на единой территориальной площадке – это может быть общая экономическая сеть на базе сети Интернет или даже в социальных сетях. Однако в случае с Воронежем, уверен Сергей Десятов, речь необходимо вести именно о создании объекта недвижимости.

Но что в нем должно присутствовать в обязательном режиме? На этот вопрос попытались получить ответы столичные эксперты, пригласив к дискуссии аудиторию, состоявшую из предпринимателей сферы креативных индустрий, IT-специалистов, дизайнеров, архитекторов, event-менеджеров, бизнес-тренеров, художников, журналистов и представителей иных профессий.

В частности, интересовались они тем, каких объектов не хватает горожанам для того, чтобы снизить собственную потребность поездок в Москву – прежде всего, за культурными впечатлениями.

Выяснилось, что, например, в столице Черноземья недостаточно возможностей для знакомства с произведениями современного искусства. Не хватает качественного организованного пространства для молодежи – где молодые ребята могли бы делать первые шаги в своем творчестве. Имеются проблемы со времяпровождением в принципе – не только молодежи, но и людей любых возрастов. Благоустроенные парки (Центральный парк, «Алые паруса») в теплое время года не справляются с потоком желающих посетить их в выходные дни, молодежь вынуждена проводить время то на набережной, то в барах. Да и вообще, как отмечали некоторые участники дискуссии, недостаточно у воронежского большинства понимания культуры как таковой.

Это, признавалось пришедшими на мероприятие, вполне исправимо, но потребность в качественной культуре и искусстве можно воспитать только при наличии развитой и системной работы отрасли. 

Матрица для культуры и бизнеса

При этом основа для развития указанной потребности в Воронеже имеется. За последнее десятилетие здесь выросла целая плеяда талантливых художников – большинство которых, впрочем, уже переехали либо в Москву, либо в Европу. Хорошо развит сегмент рок-музыки и музыкальной инфраструктуры (клубы, репетиционные базы, студии звукозаписи и т. д.). А уж про направление киноиндустрии и говорить не приходится – достаточно вспомнить одну лишь анимационную студию Wizart Animation, не говоря уж о более мелких студиях, также плодотворно работающих в городе.

За последние лет 10 преобразились концертные площадки, на которые организаторы привозят отечественных и заграничных звезд. Популярные исполнители больше не нуждаются в адаптации под выступления не приспособленные для этого сцены оперного театра или цирка – к их услугам, например, современные мощности Event Hall Сити-парка «Град», где выступают, в том числе, популярные современные рок-исполнители.

Существуют в Воронеже негосударственные театры, целая масса ремесленных мастерских, продукцию которых горожане могут приобретать как посредством сети Интернет, так и в стационарных торговых точках.

Однако, как отмечали выступающие в ходе дискуссии, проблемой остается то, что вся имеющаяся инфраструктура – разрозненная. Да и сами представители креативной индустрии тоже не объединены. И эту сложность, уверены участники мероприятия, можно и нужно решать в рамках создания арт-кластера.

– По сути, арт-кластер – это матрица, которая должна будет вместить имеющиеся в Воронеже культурные явления и бизнесы, сформировать аудиторию, то есть, подготовить спрос под существующие предложения в сфере культуры и искусства. И при правильной подаче он станет самовоспроизводящейся машиной, генерирующей идеи, – пояснил Сергей Девятов.

Образ будущего

Отметим, арт-кластер должен будет появиться на территории Технополиса, разрабатываемого сегодня Группой компаний Хамина в рамках города-спутника «Солнечный». Объект расположится на территории более 15 га, прилегающей к Сити-парку «Град» в Рамонском районе Воронежской области.

Проект объединит в себе Научно-образовательный центр Университет Технополиса, общежитие, а также Технопарк и Артпарк, совместно образующие кластер креативных индустрий, технологий и инженерии.

Проект Технополиса был презентован на Совете ректоров воронежских вузов в начале января текущего года. 12 марта в ходе стратегической сессии «Технополис: образ будущего» профессиональная общественность смогла высказаться по поводу своего видения будущей концепции Технополиса. Сам документ в Группе компаний планируют разработать до конца 2019 г. В его создании принимают участие порядка 40 партнерских организаций из разных сфер деятельности и различного уровня – от местных до федеральных.

Юрий Бабаян