Из первых рук: Что принесет воронежцам переход на прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг?

На минувшей неделе главной темой едва ли не всех федеральных СМИ стало предстоящее изменение коммунального законодательства, связанное с переводом потребителей на прямые расчеты с поставщиками ресурсов. Соответствующий законопроект подготовили для внесения в Госдуму в Правительстве РФ. Что данное новшество в случае его принятия может принести воронежцам? В этом разбирался корреспондент «Обозреватель.Врн».

Заслон для «дельцов»

Почему возникло такое предложение? Причина проста. Сейчас собственник жилья платит чаще всего за потребленные воду или тепло сначала управляющей компании (УК) или товариществу собственников жилья (ТСЖ), а те уже переводят данные средства ресурсоснабжающим организациям (РСО). На пути этом нередко встают сложности, как правило, субъективные – в виде банального нежелания руководителя УК расплатиться с РСО. Как итог – поставщики не получают денег за использованный и своевременно оплаченный населением ресурс.

По данным министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, только по итогам II квартала 2017 г. задолженность УК и ТСЖ перед РСО по всей стране составила 250 млрд руб. И это – при том, что уровень оплаты жителями потребленных ресурсов превышает 95%.

Причем, деньги эти «ресурсники» могут не получить и вовсе. Ведь нередко управляющие компании, накопив солидную задолженность перед РСО, уходят в банкротство, начав все с чистого листа, а долги оставив на старой организации.

Один из ярчайших примеров такой деятельности приходится как раз на Воронеж. Как «Обозреватель.Врн» рассказывал раньше, сегодня в городе расследуется уголовное дело в отношении ООО УК «Коммунальщик», которое ушло в банкротство, «простив» собственную задолженность перед МКП «Воронежтеплосеть» в размере 22 млн руб. Фактический владелец управляющей компании Михаил Палютин создал другую эксплуатирующую организацию – ООО «Созвездие», которая сегодня занимается обслуживанием жилфонда, право работать на котором ранее было отозвано у «Коммунальщика» Госжилинспекцией.

При этом Палютин в Воронеже известен, кроме всего прочего, как фигурант первого возбужденного в регионе уголовного дела о мошенничестве в сфере ЖКХ. И не просто фигурант, а осужденный по нему – впрочем, без реального срока лишения свободы.

Понятно, что предлагаемый законопроект направлен как раз на то, чтобы подобные дельцы больше не имели доступа к деньгам населения, перечисляемые за используемые коммунальные ресурсы. Так что кто наверняка почувствует на себе изменения – причем положительные – так это ресурсоснабжающие организации.

– Поступление средств населения напрямую поставщикам исключает возможность неоплаты ресурса со стороны УК, предотвращая образование задолженности перед РСО, – отмечает заместитель коммерческого директора ООО «РВК-Воронеж» Вера Щербинина. – Кроме того, прямые расчеты обеспечивают равномерное поступление денежных средств от населения в течение месяца. При этом значительно упрощается контроль дебиторской задолженности, так как денежные средства не удерживаются на расчетных счетах управляющих организаций, а сами расчеты с абонентами становятся максимально прозрачными.

Снимут лишнее бремя

По идее, добропорядочным управляющим компаниям подобные нововведения тоже не должны принести ничего, кроме блага. Но так ли это?

По словам руководителей УК, им сегодня приходится больше решать финансовые вопросы с поставщиками, нежели заниматься обслуживанием жилья. Поэтому если расчеты уйдут на уровень собственников и РСО, добросовестные УК и ТСЖ только снимут с себя это никому не нужное бремя.

– Другое дело, что предлагаемый законопроект не предполагает полного исключения управляющих организаций из цепочки финансовых расчетов за поставляемые ресурсы – за ними все равно останется вопрос, касающийся коммунального ресурса на содержание общедомового имущества (СОИ), или бывшей платы за общедомовые нужды. И как будет регулироваться этот аспект и будет ли – не совсем понятно, – уточнил руководитель управляющей компании «РЭК Центральный» Андрей Кузин.

Он также отметил, что система прямых расчетов во многом уже реализуется в Воронеже.

– Крупные ресурсоснабжающие организации уже выставляют собственные платежки и имеют прямые договора с потребителями. Напрямую РСО поступают платежи населения за газ, электроэнергию, воду, отопление. Расщепление платежа происходит по всем поставщикам и у тех, кто работает с АО «Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области» (ЕПСС ЖКХ). Так что сказать, будто для воронежцев это станет каким-либо ноу-хау, нельзя, – подчеркнул руководитель.

В самом ЕПСС ЖКХ также уверены, что жители не почувствуют на себе разницы в случае принятия указанного законопроекта.

– Для потребителей «прямые расчеты» не принесут каких-либо существенных изменений, – уверен гендиректор предприятия, депутат Воронежской городской Думы (фракция «Единая Россия») Руслан Кочетов. – Коммунальные услуги по-прежнему будут поставляться в каждую квартиру, их цена по-прежнему определяться на основании установленных тарифов, а объемы – по показаниям приборов учета или по нормативу. Таким образом, права и обязанности жителей уже сейчас достаточно четко регламентированы. По сути, все сведется лишь к тому, что в платежном документе в качестве исполнителя коммунальной услуги и получателя денежных средств будет указана ресурсоснабжающая организация и ее банковские реквизиты.

Председатель правления НП «Воронежское Содружество ТСЖ» Ольга Фролова также подтвердила мысль о том, что потребители не ощутят каких-либо изменений в результате принятия закона. А вот для ТСЖ председатель видит в нововведениях настоящую катастрофу.

Заплатят жители?

– Изначально предложения Минстроя заключались в том, чтобы перевести отношения, касающиеся поставки коммунальных ресурсов, непосредственно на уровень взаимоотношений РСО и собственников, оставив управляющим организациям только обслуживание жилья, – отмечает она. – Однако в предлагаемом сейчас законопроекте СОИ опять остаются за УК и ТСЖ. То есть, за воровство ресурса, его неоплату жителями, за потери вновь будут платить они.

Как отмечает руководитель, жители законодательно защищены – им не могут выставить объем коммунального ресурса на СОИ, превышающий установленный норматив. Соответственно, сверхнормативная разница ляжет на управляющие организации. А она зачастую бывает просто колоссальной. Из-за чего?

– Например, в квартирах у жителей установлены механические приборы учета, а общедомовой счетчик – уже электронный, – поясняет Ольга Евгеньевна. – Разница в показаниях между ними может достигать 30%! Или электрические сети – где также встречаются серьезные потери, в том числе, в связи с тем, что на алюминиевую проводку «вешаются» медные провода. Плюс – водоотведение, которое не имеет сегодня справедливой методики расчета, в результате чего управляющим организациям выставляются счета, которые просто невозможно проверить. Сегодня главная проблема коммунального законодательства кроется в том, что оно делится на две части: одна из них касается взаимодействия собственников с УК и ТСЖ, а другая – эксплуатирующих организаций с поставщиками ресурсов. И две эти части совершенно между собой не увязаны. К сожалению, предложение Правительства РФ по переходу на прямые расчеты не решает эти вопросы.

– Для управляющих организаций с лета следующего года, когда вступят в силу изменения законодательства, касающиеся оплаты сверхнормативной разницы, наступят очень тяжелые времена, – уверена она. – Суммы, которые им станут начислять, будет просто неоткуда взять, поэтому может начаться череда банкротств. И с ТСЖ будет реальная катастрофа. Создать новое ТСЖ на доме – очень проблематично. А сразу после банкротства старого – даже запрещено законодательно. Значит, деньги будут так или иначе списываться со строки «содержание жилья». Поэтому в любом случае за все коммунальные ресурсы, поступившие в МКД, заплатят его жители – прямо или опосредованно.

Адаптироваться к системе

Однако председатель комиссии Воронежской городской Думы по ЖКХ (фракция «Единая Россия») Александр Сысоев склонен видеть в предлагаемых новациях способ не вынудить людей платить за все, а повысить собственную грамотность в вопросах, касающихся жилищно-коммунального хозяйства. Также он выразил обеспокоенность тем, будет ли дан поставщикам ресурсов какой-либо переходный период для отработки нового закона на практике.

– А ведь это очень важно. От этого зависит, как смогут подстроиться под новую систему ресурсоснабжающие организации, – говорит парламентарий. – Благо, в Воронеже они в основном представлены крупными компаниями. Но ведь есть, например, поставщики тепла, на обслуживании которых имеется лишь несколько котельных. Как будут адаптироваться к новой системе они?

Нельзя, к слову, исключать и того факта, что при переходе на прямые расчеты с населением (который, если закон будет принят депутатами Госдумы уже в осеннюю сессию, заработает в июле 2018 г.), возрастет роль именно расчетных центров. Ведь не каждый поставщик ресурсов сможет замкнуть эту работу на себе. И сегодня даже крупные поставщики (например, то же ООО «РВК-Воронеж», МКП «Воронежтеплосеть») прибегают для этих целей к услугам Единого расчетного центра – ЕПСС ЖКХ.

– Мы уже реализовали маршрут движения денежных средств, когда платежи населения непосредственно из банков попадают на счета поставщиков коммунальных ресурсов без задержек и захода на счета УК, – пояснил Руслан Кочетов. – То есть нами уже разработан и реализован на практике такой механизм, который сократил как количество звеньев в цепочке платежей, так и сроки их прохождения. И я очень рад тому, что нашу продуманную и абсолютно удобную для участников коммунального рынка модель отношений теперь реализуют на федеральном уровне. А положительный результат нашей многолетней работы мы видим сейчас, когда на региональном рынке ЖКХ между предприятиями, работающими по системе расщепления платежей, установились здоровые и конструктивные отношения.

Юрий Бабаян