Добывать-копать: В Воронежской области дорожникам отдадут песок без торгов

Разработка дорожными компаниями месторождений песка и иных полезных ископаемых, необходимых для строительства магистралей, будет осуществляться без проведения торгов. Об этом в четверг, 2 ноября, сообщили в пресс-службе Воронежской областной Думы.

По сообщению структуры, соответствующие поправки в областное законодательство были приняты депутатами регионального парламента на минувшем заседании – в целях приведения нормативной базы в соответствие измененному Федеральному закону «О недрах».

Решение о предоставлении права разработки месторождения без конкурса сможет быть принято теперь органами исполнительной власти региона. Но получить его смогут только те компании, которые занимаются дорожным строительством в рамках заключенных муниципальных и государственных контрактов. Как отмечается в сообщении пресс-службы, это позволит значительно снизить затраты дорожников на производство работ.

Указанные изменения, с одной стороны, наведут порядок на рынке добычи общераспространенных полезных ископаемых, к которым относится и строительный песок, используемый в основаниях магистралей. Ведь сегодня, как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, разрешение на использование песка для нужд благоустройства, минуя конкурсные процедуры, выдают дорожным строителям (на полузаконных, отметим, основаниях) органы местного самоуправления. В результате выдачи подобных разрешений появляется большое количество незаконных карьеров, фактические собственники которых осуществляют реализацию полезных ископаемых коммерческим потребителям, а сами объекты начинают представлять экологическую угрозу. Получается, принятые депутатами изменения начнут регламентировать процесс предоставления лицензий на эту деятельность, что, по идее, повяжет руководителей муниципалитетов в этом вопросе по рукам.

Но повяжет ли? Ведь разрешение, получаемое от главы сельского или городского поселения, не является лицензией как таковой – соответственно, не накладывает на дорожников никакой ответственности. И понятно, что те будут пробовать продолжать получать разрешения от органов местного самоуправления, а не пытаться взять на законных основаниях лицензию от департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области – пусть даже и без конкурса или аукциона. Ведь в принятом парламентариями законе нет информации о запрете ранее существовавшей практики.

А ее попытаются сохранить – в этом можно быть уверенными. Ведь в результате выдачи лицензии без аукциона экономия, о которой говорят в облдуме, для дорожников окажется довольно спорной – с учетом необходимости провести целый спектр работ по разведке месторождения и защите запасов перед получением разрешительной документации. И стоит ли в таком случае игра свечей, если право разработки облюбованных участков завершится со вводом дорожного объекта в эксплуатацию?

Стоит, но только при одном условии – если компания за те несколько месяцев, в течение которых действует государственный или муниципальный контракт, использует добытый песок не только для нужд собственного строительства, но и в большей степени осуществляет его продажу сторонним покупателям. Дело это, конечно, полузаконное, но кто там что докажет за короткий период действия контракта!

Впрочем, есть еще одно условие, при котором данные поблажки станут выгодны добросовестным дорожникам. Это – длительный срок заключенного контракта и большая (на миллиарды, а то и десятки оных) его стоимость.

Но такие проекты в Воронежской области реализует только одна компания – входящая в холдинг «Мостотрест» «Трансстроймеханизация», являющаяся неизменным подрядчиком строительства всех обходов населенных пунктов трассы М-4 «Дон».

И, можно предположить, что именно ради таких крупных подрядчиков и задумывались указанные изменения в законодательстве – причем, прежде всего, в федеральном (ведь поправки, принятые Воронежской областной Думой, были направлены исключительно на приведение в соответствие региональных нормативных актов действующим на уровне страны). Однако на деле выйдет очень весело: под прикрытием законов, направленных на снижение издержек представителей крупного дорожного бизнеса, лазейкой этой начнут пользоваться и ушлые дельцы, которые намеренно будут получать лицензию для того, чтобы за короткий срок создать фактически промышленный карьер, сырье с которого реализовать на открытом рынке – пока есть возможность.

Хотя, возможно, и не начнут они ею пользоваться. У них же до сих пор остается возможность, заручившись согласием органа местного самоуправления, раскопать целый каньон – под прикрытием необходимости благоустроить могилки к Пасхе.

Юрий Бабаян

Фото – пресс-службы Воронежской областной Думы