Воронежцев познакомили с карачунской игрушкой

В городской библиотеке искусств имени А.С. Пушкина в воскресенье, 17 ноября, прошла лекция на тему «Наша, карачунская. История самой известной игрушки Воронежской области». Жители столицы Черноземья с помощью народного мастера Галины Котельниковой узнали, как появилась игрушка и ознакомились с особенностями ее изготовления.

Карачунская глиняная игрушка является историко-культурным наследием региона. Ценность технологии ее создания заключается в том, что мастера до сегодняшнего дня сохранили старинные приемы лепки, которые используют в своей работе.

Существует два вида техники ее изготовления: народный и авторский. В первом можно разглядеть все каноны старины, строгие цвета, четкие однотипные контуры. Во втором же мастер дает волю воображению и отходит от традиций. В основном, лепят животных: птиц, собак, лошадей, свиней. Также, популярны женские образы в традиционных костюмах, свистульки.

По словам Галины Котельниковой, промысел этот зародился при мужском монастыре близ с. Карачун Рамонского района Воронежской области. А потому игрушки не такие яркие, как иные традиционные поделки.

В монастыре занимались гончарным промыслом, после работы оставались кусочки глины, из них лепили что-нибудь для детей. Так и появилась знаменитая карачунская игрушка. Земля вокруг села богата глиной, изготовлением посуды в деревне занимались почти 200 чел. Глину добывали в холод, чтобы избежать обвалов. Ее замораживали зимой и выжаривали летом, потом тщательно месили ногами, добавляя речной песок. Обжигали посуду в больших дровяных горнах – их до сих пор можно увидеть в селе. Утварь отправляли на ярмарки по р. Воронеж. По легенде, перед каждой отправкой в воду бросали кувшин на удачу. На дне реки в местах бывших причалов до сих пор находят фрагменты посуды.

Среди мастеров карачунского гончарного промысла особо известен Василий Лямзин, долгие годы сохранявший приемы и традиции древнего ремесла. Мастером он проработал почти 50 лет, за которые создал большое количество глиняной посуды широкого ассортимента. Впрочем, больше всего мастер прославился именно своими игрушками.

Самой распространенной темой его работ был конь – лучший помощник по хозяйству, который возил, пахал, сеял, и т. д. Простота и точность лямзинских поделок удивляет. Часто к нему приезжали краеведы, педагоги и любители народного искусства из разных городов России. Всех он принимал, делился мастерством и раздаривал свои игрушки.

К сожалению, Василий Иванович скончался в 1998 году. Ученики и единомышленники до сих пор навещают его жену и дочь, привозят гостинцы и помогают по дому.

– Если Вам говорят, что гончары богатые люди – не верьте, – говорит Галина Котельникова и показывает на экране фото обветшалой избы мастера.

Игрушки Лямзина сегодня хранятся в фонде Воронежского Краеведческого музея, и не только там. Его традиции продолжили рамонские художницы Галина Котельникова и ее ученица Людмила Дедова, которые возят карачунскую игрушку на выставки, участвуют в фестивалях и проводят увлекательные мастер-классы по лепке.

Воронежцам тоже посчастливилось поучаствовать в мастер-классе. Галина Ивановна показала, как лучше всего начать знакомство с техникой изготовления игрушки, рассказала о тонкостях и особенностях лепки, знание которых позволят смастерить изделие по карачунским канонам.

Справка

Лекция «Наша, карачунская. История самой известной игрушки Воронежской области» являются частью проекта «Мы, воронежцы», рассказывающего о народных и национальных традициях региона. Автор проекта «Мы, воронежцы» – отделение Гильдии межэтнической журналистики. Проект проходит при информационной поддержке управления региональной политики правительства Воронежской области.

Елизавета Попова